Меню Рубрики

Черной изменяется по родам по числам

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Выбранный для просмотра документ 16 Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных.doc

Тема : Изменение имён существительных по числам.

Организационный момент. Постановка целей урока.

Чтобы быть успешными на уроке, отгадайте формулу успеха.

Добавьте нужные слова в формулу.

СТАРАНИЕ, РАЗГОВОР, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Воспользуйтесь этой формулой.

Имена существительные могут употребляться в форме единственного числа –

и в форме множественного числа –

На уроке мы будем учиться

изменять имена существительные по числам,

определять род имён существительных.

Имена существительные изменяются по числам.

Имена существительные в форме единственного числа обозначают один предмет. Например,

Имена существительные в форме множественного числа обозначают два или несколько предметов.

Поставьте имена существительные в форму множественного числа:

При изменении формы числа имени существительного

Она находится в конце алфавита

и обозначает парный глухой

Запишите букву «эф», и её соединения с другими буквами.

На второй строчке запишите слова

Подчеркните и объясните орфограммы.

Поставьте эти существительные в форму множественного числа.

Определите слова по их лексическому значению.

Утренняя еда до обеда – … завтрак.

Городская электрическая дорога, обычно подземная – … метро.

Орудие труда, которое служит для забивания гвоздей – … молоток.

Лиственное дерево с белой корой –… берёза.

Огородное растение с продолговатым зелёным плодом — огурец.

Мебель для сна, на которую кладут матрас –… кровать.

Обратите внимание на написание слова

Подберите к нему однокоренные слова.

Запишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы, в один столбик.

Во второй столбик запишите эти существительные в форме множественного числа.

Почему у существительного «метро» нет формы множественного числа?

В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются по числам. Они могут употребляться

либо только в форме единственного числа:

метро, тесто, молоко, молодёжь;

только в форме множественного числа.

Дополните каждый столбик своими примерами. ПАУЗА В ВИДЕО

Помогите мальчику Пете разложить инструменты в ящики.

В первом ящике должны быть имена существительные, называющие инструменты,

которые употребляются только в форме множественного числа.

Определите форму числа каждого существительного.

Брюки, кудри, бельё, сахар, детвора, сани, макароны, масло, сливки, жалость, духи, кино.

Попробуйте изменить форму числа данных существительных.

Выпишите сначала имена существительные, которые могут употребляться только в форме единственного числа.

существительные, которые могут употребляться только в форме множественного числа.

Изменение имён существительных по числам

это один из способов проверки безударной гласной в корне слова.

Поставив существительное в форму единственного числа,

мы проверяем безударную гласную.

Вставьте пропущенные буквы и запишите пары слов по образцу.

Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.

В русском языке очень много разных «тайн»,

в том числе и об имени существительном.

все имена существительные можно разделить на три группы,

независимо от того, какие это существительные

– собственные или нарицательные,

одушевленные или неодушевленные,

единственного или множественного числа.

Послушайте грамматическую сказку, из которой станет понятно,

на какие три группы можно разделить имена существительные.

Жили в одном государстве слова —

существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои,

И жена взяла много слов себе и сказала: а это будут мои,

А те слова, что остались неопределенными:

Королева наградила мужа и жену.

Вот так появился род у существительных. Королева перестала их путать, потому что знала «секрет» различия рода имен существительных.

Имена существительные можно разделить по родам:

Чтобы научиться определять род имени существительного,

Запомните это стихотворение.

Пусть и для вас оно станет надёжным помощником.

У существительных есть слова-помощники.

Имена существительные, к которым можно поставить слова

Имена существительные, к которым можно поставить слова

Имена существительные, к которым можно поставить слова

Если существительное употребляется в единственном числе

и отвечает на вопрос кто? или что?

– это начальная форма существительного.

Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика

что все слова употреблены в начальной форме.

Рисунок, фамилия, постель, солнце, рюкзак, пальто, трамвай, колесо, музей, осина.

На месте пропущенных орфограмм вставьте буквы.

Выделите в словах окончания.

рисунок, рюкзак, трамвай, трактор.

Какие окончания в начальной форме имеют имена существительные мужского,

Род имени существительного можно узнать по окончанию

Для существи­тельных мужского рода характерно

Для существительных женского рода характерны окончания

Хотя мо­жет быть и нулевое окончание:

характерны для существительных среднего рода.

Послушайте отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

И днём, и ночью кот учёный

Кто написал эти известные строки?

В тексте стихотворения встречается устаревшее слово

Так раньше называли изгиб морского берега.

Над именами существительными укажите их род.

Как определить род имени существительного?

Как определить род имени существительного?

Ставим существительное в начальную форму: (ед.ч. – кто? что?)

Определяем род имени существительного.

Измените форму множественного числа существительных на начальную форму

и укажите род существительных по образцу:

в этом задание есть ловушка.

Род существительного брюки определить нельзя. Это существительное употребляется только в форме множественного числа.

Необходимо подобрать пару к существительному мужского рода.

Как называются эти слова?… Однокоренные.

Имена существительные по родам не изменяются.

Если число существительных – это непостоянный признак,

так как большинство существительных изменяется по числам.

это постоянный признак существительного.

Каждое существительное может быть только мужского,

Ваня – лучший староста нашего класса.

Настя – лучшая староста четвёртого класса.

В первом предложении существительное староста

В русском языке есть имена существительные, которые могут называть людей и мужского,

они могут относиться и к мужскому , и к женскому роду.

существительными общего рода.

Найдите в предложениях имена существительные общего рода.

А Владик – большой непоседа.

Запишите два предложения по выбору.

Приведите свои примеры существительных общего рода.

Составьте предложения с существительными общего рода так,

чтобы эти слова были употреблены как имена существительное женского

Лещ, вещь, брошь, карандаш, луч, речь, ёж, молодёжь.

Вы обратили внимание, что в одних словах на конце слова пишется мягкий знак,

Распределите эти слова в два столбика по родам:

Какой вывод можно сделать о написании мягкого знака?

Мягкий знак после шипящих

На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки,

На конце существительных мужского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки,

Так запомним — род мужской

Мягкий Знак в друзья берёт.

Господин мягкий знак играет большую роль в русском языке.

является показателем мягкости в конце

может быть разделительным.

указывает на женский род в именах существительных.

Запишите слова, в которых мягкий знак является показателем имен существительных женского рода.

Замените словосочетание одним словом.

3.Двенадцать часов ночи, середина ночи.

Составьте предложение с одним из слов.

Выполните звукобуквенный разбор слов

Определите род существительных и распределите их по «домикам».

Выделите в словах окончание.

Собака, озеро, путь, повидло, плащ, простыня, гуашь, дядя, училище.

Запишите существительные, данные в скобках, в единственном числе.

Подчеркните изученную орфограмму.

Какое слово является именем существительным?

подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.

Укажите имя существительное женского рода:

весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.

Укажите имя существительное мужского рода:

дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.

Укажите имя существительное среднего рода:

зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.

Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.

Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:

руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.

Пользуясь кластером, расскажите всё,

что вы знаете об имени существительном.

Обратимся к формуле урока.

Кто добился сегодня на уроке успеха?

В чём вы были наиболее успешными?

а что вызвало затруднения?

Выбранный для просмотра документ 16 Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных

Формула успеха старание разговоры внимание лень сообразительность УСПЕХ = + +

Формула успеха внимание УСПЕХ = + + сообразительность старание

Сравните Единственное число (ед. ч.) Множественное число (мн. ч.) стол земля окно столы земли окна

Будем учиться Определять род имён существительных. Изменять имена существительные по числам.

Имена существительные изменяются по числам Единственное число (ед. ч.) Множественное число (мн. ч.) Обозначают один предмет. Обозначают несколько предметов. конфета ручка конфеты ручки

ед. ч мн. ч. ( берег – берега вечер – вечера учитель – учителя предмет – предметы озеро – озёра Измените форму числа

Чистописание Фф фа фо фе фи фл аф Фонарь, филин, флаг, шкаф.

Отгадайте слова завтр..к м..етро м..ол..ток б..рёза ..гурец кр..вать

Словарная работа завтрак – завтраки метро – молоток – молотки берёза – берёзы огурец – огурцы кровать – кровати ед. ч. мн. ч.

Только в единственном числе Только во множественном числе метро тесто молоко молодёжь ножницы чернила каникулы

Брюки, кудри, бельё, сахар, детвора, сани, макароны, масло, сливки, жалость, духи, кино. Только ед. ч. Только мн. ч.

Орфографическая разминка коренья – корень л..са – лес дв..ры – двор р..ка – реки з..ма – зимы д..ска – доски

Физкультминутка Раз — подняться, подтянуться. Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — ноги шире. Пять — руками помахать. Шесть — за стол тихонько сесть.

жена солнце яблоко мама папа небо дядя бабушка муж

жена бабушка мама муж папа дядя солнце небо яблоко

Имя существительное имеет род Мужской (м.р.) Женский (ж.р.) Средний (ср.р.)

Запомни! Женский род запомню я, И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской, И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно – моё». Это правило моё!

Слова-помощники Он мой − мужской род. Она моя − женский род. Оно моё − средний род.

Распределите слова по родам: м.р., ж.р., ср.р. Р..сунок, ф..милия, п..стель, со..нце, рю..зак, п..льто, тр..мвай, к..л..со, тракт..р, ..сина.

Проверьте себя м.р. (он мой) ж.р. (она моя) ср.р. (оно моё) рисунок рюкзак трамвай трактор фамилия постель осина солнце пальто колесо

День , помидор , юноша, дядя. а я Мужской род

Женский род Страна, земля, колыбель ,ночь . а я

Средний род Окно, море . о е

У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. А.С. Пушкин

Запомните! 1. Ставим существительное в начальную форму: (ед.ч. – кто? что?) 2. Подставляем слова: он, мой; она, моя; оно, моё. 3. Определяем род имени существительного.

Определите род существительных книги – книга (ж.р.) деревья – дерево (ср.р.) облака – облако (ср.р.) корабли – корабль (м.р.) библиотеки – библиотека (ж.р.) орехи – орех (м.р.) брюки –

Игра «Найди пару» кот – кошка лев – львица медведь – медведица волк – волчица заяц – зайчиха голубь – голубка По родам существительные не изменяются.

Сравните предложения Ваня – лучший староста нашего класса. Настя – лучшая староста четвёртого класса. м.р. ж.р.

Найдите существительные общего рода Наша Катя – умница. А Владик – большой непоседа. Таня – большая сластёна. Петя – ужасный забияка. Наша Катя – умница. А Владик – большой непоседа. Таня – большая сластёна. Петя – ужасный забияка.

Составьте предложения неряха жадина сирота плакса разиня зануда молодец кривляка

Лещ, вещь, брошь, карандаш, луч, речь, ёж, молодёжь. вещь брошь речь молодёжь лещ карандаш луч ёж Ж.р. М.р.

Мужской род камыш Женский род мышь ж, ш, ч, щ

Так запомним — род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род — наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт.

Роль мягкого знака Картофель, тетрадь, коньки, пальто. Воробьи, листья, обезьяна. Ночь, дрожь, помощь.

Замените словосочетание одним словом 1. Близкий приятель, друг. 2. Сила, могущество. 3. Двенадцать часов ночи, середина ночи. 4. Молодые люди. 5. Человек, лечащий больных.

Проверьте себя Товарищ (м.р.), мощь ( ж.р.), полночь (ж.р.), молодежь (ж.р.), врач (м.р.).

женский род мужской род средний род Распределите слова по домикам Собака, озеро, путь, повидло, плащ, простыня, гуашь, дядя, училище. собака простыня гуашь путь плащ дядя озеро повидло училище

Измените число существительных жаркая (печи) – … солнечный (лучи) – … верный (товарищи) – … летучая (мыши) – … душистые (ландыши) – … громкая (речи) – …

Читайте также:  Месячные пришли через месяц после родов при грудном вскармливании

1. 1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная. 2. 1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон. 3. 1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо. 4. 1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево. 5. 1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор. 6. 1) руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги. Тест «Имя существительное»

Имена существительные кто? что? одушевленные неодушевленные собственные нарицательные единственное множественное женский средний мужской ЧИСЛО РОД

Формула успеха внимание УСПЕХ = + + сообразительность старание Молодцы!

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Примерами неизменяемых слов могут служить любые слова неизменяемых частей речи, например наречия и деепричастия. Приведём примеры имён существительных, которые не изменяются по падежам, числам, то есть не склоняются (не имеют окончания). Список содержит только наиболее популярные примеры неизменяемых слов, а не все возможные.

  • адажио
  • алиби
  • аллегретто
  • аллегри (лотерея)
  • аллегро (муз.)
  • альпари
  • ара
  • арпеджио
  • ассорти
  • ателье
  • атташе
  • барокко
  • бенгали
  • бигуди
  • биде
  • бикини
  • бильбоке
  • бистро
  • бланманже
  • болеро
  • бордо
  • бра
  • браво
  • бренди
  • боржоми
  • брокколи
  • брутто
  • буги-вуги
  • бунгало
  • буржуа
  • буриме
  • бюро
  • варьете
  • вето
  • видео
  • визави
  • виски
  • врио
  • галифе
  • гало
  • гестапо
  • гетто
  • глясе
  • гофре
  • граве
  • гран-при
  • граффити
  • гризли
  • гуппи
  • гуру
  • декольте
  • денди
  • депо
  • дефиле
  • дзюдо
  • динамо
  • динго
  • диско
  • домино
  • досье
  • драже
  • жалюзи
  • желе
  • жюри
  • зеро
  • индиго
  • инкогнито
  • интервью
  • кабальеро
  • кабаре
  • казино
  • какаду
  • како
  • камикадзе
  • канапе
  • карате
  • карго
  • каре (стрижка)
  • каско
  • караоке
  • кашпо
  • кафе
  • кенгуру
  • киви
  • кино
  • клише
  • колибри
  • комильфо
  • коммандос
  • конфетти
  • кофе
  • кредо
  • крем-брюле
  • крупье
  • купе
  • лассо
  • леди
  • лечо
  • либидо
  • либретто
  • лобби
  • лото
  • лье
  • магнето
  • мадам
  • мадемуазель
  • макраме
  • манго
  • мартини
  • мафиози
  • мачете
  • маэстро
  • меню
  • месье
  • метро
  • миди
  • микадо
  • миледи
  • мини
  • мисс
  • миссис
  • монпансье
  • монтекристо
  • мотто
  • мулине
  • неглиже
  • нейтрино
  • паблисити
  • падре
  • пальто
  • памперо
  • панно
  • папье-маше
  • пари (спор)
  • паспарту
  • патио
  • пезо
  • пенальти
  • пенсне
  • песо
  • пианино
  • пиано
  • плато
  • плацебо
  • плиссе
  • поло
  • полупальто
  • пони
  • пончо
  • попурри
  • портмоне
  • портье
  • пресс-атташе
  • престо
  • промилле
  • протеже
  • пьеро
  • пюре
  • рагу
  • радио
  • ралли
  • рандеву
  • ранчо
  • реле
  • реверси
  • ревю
  • регби
  • резюме
  • ретро
  • рефери
  • ризотто
  • родео
  • рококо
  • рондо
  • сабо
  • сальдо
  • салями
  • самбо
  • сафари
  • сельпо
  • селфи
  • сконто
  • солано
  • соло
  • сопрано
  • спагетти
  • статус-кво
  • стерео
  • суфле
  • суши
  • табло
  • табу
  • такси
  • танго
  • тире
  • торнадо
  • трико
  • трио
  • трюмо
  • турне
  • факсимиле
  • фиаско
  • фигаро
  • филе
  • фламинго
  • фойе
  • фортепиано
  • фото
  • фугато
  • фуэте
  • хаки
  • каракири
  • харчо
  • хачапури
  • хинкали
  • хиппи
  • хобби
  • хокку
  • цеце
  • цунами
  • шапито
  • шасси
  • шимпанзе
  • шоссе
  • шоу
  • экарте
  • электрик (цвет)
  • электрино
  • эльдорадо
  • эмбарго
  • эскимо
  • эссе
  • яко
  • янки

Смотрите примеры слов с разными морфемами:

Или подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

источник

(семь, семи, семью; пять, пяти, пятью, первый, первого, первому, первым).

Не изменяются по числам (исключение: один — одни) и родам.

Но: 1. Некоторые числительные изменяются по числам:

Нуль – нули; тысяча – тысячи, один – одни.

2. Некоторые количественные числительные изменяются по родам:

Один, одна, одно; полтора, полторы; оба, обе; второй, вторая, второе.

3. Синтаксическая роль:

— управляют существительными (два стола).

— числительное + существительное – цельное словосочетание, т.е.

один член предложения (причем, любой член предложения).

1. Восемьдесят восемь – число созвездий на небе.

2. Большая Медведица – семь ярких звезд.

3. Китайцы называли те же семь звезд хлебной мерой.

4. Около сорока веков назад древние ученые разделили небо на созвездия.

4. Склонение количественных числительных:

У имен числительных нет единой системы склонения: числительное один склоняется как местоимение этот; числительные два, три, четыре имеют особую систему склонения (четыре, четырех, четырем, четыре, четырьмя, о четырех); числительные от пяти до двадцати и тридцати склоняются как сущ. 3-го склонения; числительные сорок, девяноста, сто имеют две падежные формы: в им. и вин. п. – сорок, девяносто, сто, в остальных падежах – сорока, девяноста, ста; числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего типа склонения (1-го и 2-го типа).

5 -20,30 50-80 200-400 500-900
И. Р. Д. В. Т. П. пять, двадцать пяти, двадцати пяти, двадцати пять, двадцать пятью, двадцатью о пяти, о двадцать пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьдесят пятьюдесятью о пятидесяти двести двухсот двумстам двести двумястами о двухстах пятьсот пятисот пятьюдесятью пятьсот пятьюстами о пятистах

При склонении сложных количественных числительных изменяются обе части.

И Р. Д. В. Т. П. Семьдесят пять Семидесяти пяти Семидесяти пяти Семьдесят пять Семьюдесятьюпятью (о) семидесяти пяти Пятьсот пятьдесят пять Пятисот пятидесяти пяти Пятистам пятидесяти пяти Пятьсот пятьдесят пять Пятьюстами пятьюдесятью пятью (о) пятистах пятидесяти пяти

При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель и знаменатель.

И. Р. Д. В. Т. П. три пятых (класса) трех пятых (класса) трем пятым (класса) три пятых (класса) тремя пятыми (класса) (о) трех пятых (класса)

§ 23. Дробные числительные.

Называют определенное число или количество как часть целого: пять десятых.

По структуре они составные: состоят из количественного и порядкового числительного. Специфической особенностью являются застывшие формы рода и числа: одна восьмая,две пятых.

При склонении изменяются обе части: двух десятых, двум десятым, двумя десятыми

У числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ – только 2 падежные формы: И.=В. ; в Р.,Д.,Т,П. – окончание –А и корень ПОЛУ:

И. полтора, полтораста ящиков

Р. полутора, полутораста ящиков

Д. полутора, полутораста ящикам

В. полтора, полтораста ящиков

Т. полутора, полутораста ящиками

П. полутора, полутораста ящиками

Собирательные числительные.

1. Собирательные числительные обозначают количество предметов

как одно целое. ( двое, трое, четверо, десятеро, оба, обе).

2. Образование собирательных числительных:от количественных числительных первого десятка (непродуктивный класс)

два — двое четверо, восьмеро,

три — трое пятеро, девятеро,

Собирательные числительные изменяются по падежам, но не имеют категории рода и числа.

4. Синтаксическая роль:

Собирательные числительные в предложении могут быть любым членом в предложении.

Например: Семеро одного не ждут. Родители любили своих семерых детей. Нам троим было весело кататься на лыжах.

Склонение собирательных числительных.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания, подобные окончаниям прилагательных множественного числа:

И. Р. Д. В. Т. П. двое двоих двоим как И. или Р. двоими (о) двоих трое троих троим как И. или Р. троими (о) троих четверо четверых четверым как И. или Р. четверыми (о) четверых

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

Существительные, прилагательные, числительные, местоимения и глаголы — изменяемые части речи. А как они изменяются? Одинаково или по-разному?
Чтобы было понятнее, обратимся к аналогии.
Посмотрите из окна на улицу. Люди идут, машины едут. Люди для передвижения используют ноги, а у машин ног нет, но зато есть колеса – кати себе на здоровье!
Так и слова. Чтобы выполнить необходимую работу, они действуют по-разному. Нужно выступить в другой форме, они изменяются, но по-разному: одни спрягаются, а другие склоняются.


Какие слова спрягаются? И что такое спряжение?

Спрягаются русские глаголы. Спряжение – это изменение слов по числам и лицам.

Я люблю тебя. Ты любишь меня. Он любит ее. Она любит его. Мы любим вас. Вы любите их. Они любят всех. А оно? Оно никого не любит, потому что оно — неодушевленное.


Люблю , любишь , любит , любим , любите , любят – это и есть спряжение. Глаголы спрягаются в форме настоящего времени. Люблю – значит сейчас или вообще, т.е. всегда. При этом у одних глаголов окончания: ешь , ет , ем , ете , ут / ют , а у других: ишь , ит , им , ите , ат / ят . Поэтому различают два вида спряжения: 1-е и 2-е. А несколько глаголов, у которых набор форм полностью не совпадает ни с одним из двух спряжений, называют разноспрягаемыми. Как и в жизни, в грамматике не все ведут себя по правилам.

Бывает в жизни: любил-любил манную кашу, а потом вдруг взял и разлюбил . То есть не всякие действия происходят сейчас, многие происходили раньше, а сейчас они уже в прошлом. Значит, и глаголы, их обозначающие, употребляются в прошедшем времени.

В прошедшем времени – никаких лиц!

Не зависит форма от лица. А от чего зависит? От рода! Смотрите: он любил , а она не любил а …

Вот они, разные окончания: у формы мужского рода – нулевое, у формы женского рода – а , у среднего – сами догадались? Правильно, o . А во множественном числе – и .

Значит, в прошедшем времени у глаголов различаются формы числа и в единственном числе – рода. А значит, это большая глупость, когда ребята, не зная, как изменяются глаголы, пытаются определить род в настоящем времени, а лицо в прошедшем. В грамматике-то всё как раз наоборот!

Со спряжением в общих чертах разобрались.

  • имя существительное
  • имя прилагательное
  • имя числительное

Местоимения употребляются вместо имен, поэтому они тоже склоняются.
А причастия по форме похожи на прилагательные, значит, и причастия склоняются.

А что значит слово «склоняться»? Склоняться – это изменяться по числам и падежам.

Род у существительных – это обязательный неизменяемый признак, потому что существительные не изменяются по родам, например, слово комната – женского рода, пол – мужского, а окно – среднего.

Как бы мы эти слова ни изменяли, в какие бы формы ни ставили, род их не изменится. Это необходимо учитывать, когда делаешь морфологический разбор.

Род у прилагательных – это изменяемый признак: прилагательные изменяются по родам с легкостью, к примеру:

Чистая комната, чистый пол, чистое окно.

Род прилагательного зависит от рода существительного, к которому оно относится. И другие формы прилагательного: число и падеж тоже зависят от формы существительного. Прилагательное как бы прилагается к существительному, подстраивается под него, принимает его формы. И очень похоже ведут себя причастия. Они тоже прекрасно изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам.

Все очень просто. Одни слова этих частей речи больше похожи на существительные, а другие – на прилагательные. И изменяются они, за редким исключением, соответственно: одни по образцу существительных, т.е. по числам и падежам или только по падежам, а другие – по образцу прилагательных: по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Но эта закономерность относится, как это всегда бывает, не ко всем словам, а к подавляющему их большинству. Исключения бывают всегда. Встретив их, будьте внимательны.

Значит, эталон склонения – изменение существительных.
Для примера обратимся к словам девочка и мальчик .

У существительного девочка есть формы
в единственном числе: девочк а , девочк и , девочк е , девочк у , девочк ой , о девочк е ,
во множественном числе: девочк и , девоч ек , девочк ам , девочек , девочк ами , о девочк ах .

Читайте также:  В индии новорожденный ребенок сразу пошел после родов

Слово девочка – 1-го склонения. Если мы возьмем пример другого склонения, то формы будут те же, но набор окончаний другим.

Мальчик – слово 2-го склонения.
В единственном числе оно изменяется так: мальчик , мальчик а , мальчик у , мальчик а , мальчик ом , о мальчик е ,
во множественном так: мальчик и , мальчик ов , мальчик ам , мальчик ов , мальчик ами , о мальчик ах .

Есть и третий набор окончаний, например, у слова ночь:
ночь , ноч и , ноч и , ночь , ночь ю , о ноч и – в единственном числе и:
ноч и , ноч ей , ноч ам , ноч и , ноч ами , о ноч ах – во множественном.

Такой набор окончаний у слов 3-го склонения.

Почему учитывается весь набор окончаний, а не одно или два? Потому что в языке есть такое явление: омонимия. Многие ребята знают об этом явлении, потому что уже изучали его в разделе Лексика.

Грамматические формы тоже могут быть омонимичными: произноситься и писаться сходно. Если вы были внимательны, вы обратили внимание на этот факт при изменении слов: девочка, мальчик и ночь. Вот почему некоторые окончания существительных в разных падежах совпадают. Поэтому склонением называется весь ряд изменений слова со всеми окончаниями. Большинство слов русского языка изменяется так, что образуется три набора окончаний. Это и есть три склонения.

Но есть существительные, окончания которых отличаются от наборов окончаний трёх склонений. Формы те же самые, а окончания другие. Это слова женского рода на –ия, например, армия (имеет окончание – и в род. пад., в дат. пад. и в предл. пад.), слова мужского рода на –ий, например, санаторий (имеет окончание – и в предл. пад.) и слова среднего рода на ие, например, здание (имеет окончание –и в предл. пад.).

Также особую группу составляют существительные среднего рода на –мя:
имя , время , пламя , бремя , знамя , племя , стремя , семя , вымя , темя .
Все эти существительные древние. В род. пад., дат. пад. и предл. пад. они имеют окончание –и , а также во всех косвенных падежах, кроме формы вин. пад. ед.числа, форма которого совпадает с формой им. пад., – суффикс –ен: имя , имени , имени , имя , именем , (об) имени – в ед.числе и: имена , имен , именам , имена , именами , (об) именах – во мн. числе.

Несмотря на эти особенные слова, система получается стройная. Множество существительных относятся к трем склонениям и имеют один и тот же набор окончаний, свойственных данному склонению. И только малое количество слов имеют особые окончания, другими словами, они тоже склоняются, имеют набор форм, как и у всех других существительных, но набор окончаний у них свой, особый.

А есть ли существительные, которые не изменяются? Есть. Это некоторые слова-иностранцы, например, метро , пальто , такси , шимпанзе , Токио и другие. Хотя такие слова и используются в русском языке, но стоят особняком, ведут себя не совсем по-русски: не изменяются. И называются они соответствующе: несклоняемые.
А бывают несклоняемые прилагательные? Тоже бывают, например, беж , меланж , хаки , мини , макси , клеш и другие. У несклоняемых существительных и прилагательных окончаний нет.

С точки зрения работы всей системы языка эти слова, скорее, не правило, а исключение.

Без этого знания ваша картина мира без картины языка будет неполной, и это обязательно обернётся в будущем какой-нибудь неприятностью. Так всегда бывает, если ты не знаешь чего-то важного.

Посмотри, мама стирает бельё. Мама не загружает в стиральную машину всё подряд: цветные вещи могут полинять и испортить белые. Потому что у цветных и белых вещей разные свойства. И знать это нужно. Весь мир вокруг нас — это разнообразие признаков, свойств, функций. И понимать различия между предметами, явлениями, лицами, признаками, действиями, состояниями, количествами — в конечном счёте значит понимать мир.

источник

Местоимение – это самостоятельная часть речи, представленная группами слов с различными грамматическими признаками. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Чей? Сколько? и склоняются по родам, числам и падежам. Разберемся, как изменяются местоимения в зависимости от их грамматических особенностей.

По падежам склоняются все местоимения, кроме неизменяемых притяжательных местоимений его, ее, их, а также неопределенных местоимений некто и нечто.

Только по падежам склоняются местоимения-существительные (личные, возвратные местоимения и производные от относительных местоимений кто и что), а также местоимения-числительные ( столько, сколько и производные от них).

Единственное число Множественное число
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
И. п. кто-то,

сколько-нибудь

Р. п. кого-то,

ничего

себя меня тебя его,

скольких-нибудь

Д. п. кому-то,

скольким-нибудь

В. п. кого-то,

сколько-нибудь

Т. п. кем-то,

ничем

собой мной/мною тобой/тобою им,

им

нами вами ими столькими,

сколькими-нибудь

П. п. о ком-то,

ни о чем

о себе обо мне о тебе о нем,

о нем

о нас о вас о них о стольких,

По родам, числам и падежам изменяются все местоимения-прилагательные.

Примеры приведены в таблице.

Единственное число Множественное число
Мужской род Средний род Женский род
И. п. наш,

какие-либо

Р. п. нашего,

каких-либо

Д. п. нашему,

каким-либо

В. п. наш/нашего,

какие-либо/ каких-либо

Т. п. нашим,

какими-либо

П. п. о нашем,

Средняя оценка: 3.2 . Всего получено оценок: 47.

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Мария Фёдорова 284
  2. 2. Милана Громова 283
  3. 3. Сулейман Гурдов 220
  4. 4. Ксения Зимникова 195
  5. 5. Надежда Емельянова 150
  6. 6. Yulduz Kenzhaboeva 131
  7. 7. Константин Гавриков 88
  8. 8. Владислав Немкин 87
  9. 9. Анастасия Ховрина 85
  10. 10. Parlefiano Fuello 78
  1. 1. Мария Николаевна 12,315
  2. 2. Лариса Самодурова 11,560
  3. 3. Liza 11,080
  4. 4. TorkMen 10,181
  5. 5. Кристина Волосочева 10,065
  6. 6. Лиса 9,885
  7. 7. Юлия Бронникова 9,885
  8. 8. Влад Лубенков 9,880
  9. 9. Вячеслав 9,865
  10. 10. Ekaterina 9,841

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

источник

  1. формирование умения определять род и число имен существительных, развивать орфографическую зоркость;
  2. развивать речь учащихся, сообразительность, умение работать в парах;
  3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация по теме, карточки для определения рода имен существительных, конверты с листьями.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в страну «Имя существительное». Конечный пункт нашего путешествия город Фантазерск. Все готовы? Ну, тогда скорее в путь.

Учитель: Перед нами карта нашего путешествия (слайд 3). Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужен поезд (слайд4). Сейчас мы с вами поработаем составителями поезда. Для этого необходимо назвать все грамматические категории имени существительного, которые мы уже знаем:

  1. что обозначает имя существительное? (предмет)
  2. на какие вопросы отвечает? (кто? что?)
  3. как называются имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что? (одушевленные, неодушевленные)
  4. как изменяются имена существительные? (по числам)
  5. что вы еще знаете об именах существительных? (бывают мужского, женского и среднего рода; собственные и нарицательные)

Итак, наш поезд готов, но для того чтобы он поехал, нужно выполнить следующее задание:

Дети открывают тетради, записывают число, минутка чистописания (прописывают сочетание «чик»)

Учитель: чем знакомо вам это сочетание? (суффикс имен существительных) Приведите примеры (пальчик, супчик, грузчик, летчик и т.д.)

Мы начинаем наше путешествие. На нашем пути поляна «Словарная» (слайд 5). Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их угадать. Ответы записывать в два столбика:

в первый – имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

во второй – на вопрос что? (слайд 6-9)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели. (соловей)

Круглое румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из мены томат,
В щи кладут и так едят. (помидор)

Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры есть. (петух)

Маленький мальчишка,
В сером армячишке (воробей)

Всегда в работе,
Когда мы говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (язык)

Стоят в поле сестрицы
Платьица белены, шапочки зелены. (березы)

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (корова)

— Найдите лишнее слово в каждом столбике.

— Определите род имен существительных.

— Как определить род существительного березы?

— По какому признаку можно было записать эти слова? (по родовому)

Учитель: На поляне «Словарная» растет много ромашек (слайд 11). Одну из них я сорвала, но она оказалась не совсем обычная (слайд 12). На лепестках написаны слова: предлог, имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя существительное. Задание: закрыть данные лепестки свободными лепестками со следующими словами: в, траве, пестрели, полевые, цветы.

(дети составляют предложение из слов (В траве пестрели полевые цветы.), подчеркивают все орфограммы (В траве пестрели полевые цветы.) (слайд 13)

а затем выполняют синтаксический разбор)

Учитель: И с этим заданием мы справились. На пути поселок «Дружный» (слайд 14). Здесь ждет нас очередное задание. Давайте дружно возьмем карточки для определения рода имен существительных.

Учитель диктует слова(слайд 15-25), а дети определяют род: груша, облако, зонт, платье, телефон, ягода, деревья, гриб, муравей, птицы, ножницы (не могут определить)

Оказывается в русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе (слайд 26), например: молодежь, листва, железо, золото, лень, веселье, трудолюбие.

И только во множественном числе (слайд 27): сутки, прятки, каникулы, ножницы, санки, чернила, сливки, шахматы, дрожжи, брюки, щипцы, клещи.

Назовите слова, обозначающие (слайд 28):

  • игры; (прятки шахматы)
  • отрезки времени; (сутки, каникулы)
  • предметы; (ножницы, санки, щипцы, клещи, брюки)
  • вещества (чернила, сливки, дрожжи).

Записать по одному наименованию из каждой группы в тетрадь.

На нашем пути бор «Спортивный»

Учитель: Мы с вами подъезжаем к селу Словознайкино (слайд 31). Здесь нам нужно сойти с поезда и отправиться в разведку. На доске записан текст. Прочитайте его. Что описывает автор? Озаглавьте. Спишите, вставьте орфограммы и определите род и число имен существительных.

С.неет небо. Дует легкий в.терок. В.сна будто задр.мала. Улыбнулось солнышко з.мле.

Всё ожило. Ручьи стали ломать сугробы. Забурлила, заг.в.рила в.да.

Мы с вами продолжаем путешествие. Скоро будем в городе Фантазерск. Но мост на подступе к городу поднят. Мы должны решить с вами одну проблему (слайд 32). Недалеко от города выпал птенец из гнезда. Как нам надо поступить? (слайд 33)

  1. оставить на том же месте, даже не прикоснувшись к нему;
  2. положить птенца в гнездо;
  3. взять домой и держать птенца в клетке.

Почему вы выбрали такой ответ? Обоснуйте (если взять птенца в руки, то его родители к нему не вернутся, почувствовав чужой запах)

-Какую пользу приносят птицы?

-Какие птицы прилетают первыми? (скворцы)

Продолжите предложение: Когда наступит весна, то я…

Итак, мы прибыли к конечному пункту нашего путешествия в город Фантазёрск

(слайд 34) и мы должны выполнить последнее задание.

Работа в парах (на столах конверты, в которых лежат по 4 листика). Надо составить четверостишие (смотри приложение).

-Какое время года описывают авторы в своих стихотворениях? (весну)

Списать, вставить орфограммы.

Итак, все задания мы выполнили и можем получить послание от города Фантазёрск (слайд 35-38). Дети разгадывают ребус (Берегите природу!)

  1. Чему учились?
  2. Что понравилось?
  3. Как определить род имени существительного во множественном числе?
  4. Назовите имена существительные, существующие только в единственном числе, и только во множественном числе.

Каждая строчка четверостишия на своих листиках:

  1. Первая строчка на дубовом листике;
  2. Вторая строчка на липовом листике;
  3. Третья строчка на ивовом листике;
  4. Четвертая строчка на кленовом листике.

П.любуйся: в.сна наступает,
Жур.вли караваном л.тят,
В ярком зол.те день ут.пает,
И ручьи (по)оврагам шумят…(И. Никитин)

Уж тает сне., б.гут руч.и,
В .кно п.веяло в.сною…
Засвищут скоро с.л.вьи,
И лес оденется л.ствою! (А.Плещеев)

Читайте также:  Как правильно оформить отпуск по беременности и родам находясь в отпуске по уходу

Черёмуха душ.стая
С в.сною расцв.ла
И в.тки з.л.тистые,
Что кудри, зав.ла…(С. Есенин)

источник

Существительные: категория числа

Имена существительные изменяются по числам. В современном русском языке различаются два числа: единственное и множественное. Если речь идет об одном предмете, употребляется единственное число, если предметов два или больше – множественное число: стол – столы, окно – окна, книга – книги, конь – кони, ночь – ночи, тетрадь – тетради, дерево – деревья, перо – перья и т. п.

В единственном числе существительные, как правило, имеют разные окончания (стол, окно, книга), а во множественном числе большая часть существительных оканчивается на – ы, – и и – а, – ья (для среднего рода и некоторых существительных мужского рода). Родовые различия во множественном числе оказываются затушеванными. Так, существительные облака, берега, города, снега, поля, моря, края, деревья, друзья, колосья, сучья, платья относятся либо к мужскому, либо к среднему роду, но во множественном числе они имеют одинаковые окончания. А существительные парты, руки, земли, столы, плакаты, полки, врачи, ножи, гости, гвозди, дни, ночи, тени относятся либо к мужскому роду, либо к женскому. Особенность эта подчеркивает разумное устройство языка, его экономность, поскольку главная задача числа – указать на количество предметов (один предмет или их много), а какого они рода – для нас в данный момент несущественно.

Тут есть и вторая особенность: не все существительные могут изменяться по числам. Существительные вещественные (молоко, масло, крупа, чай, мед, творог, сметана; шелк, бархат, сатин, шерсть, ситец; медь, марганец, олово, золото, серебро, нефть и др.), собирательные (человечество, юношество, студенчество; хворост, тряпье, сор, листва и др.), отвлеченные (нежность, красота, белизна; молодечество, девичество; терпение, развитие, давление, наследие и др.), собственные (Москва, Петербург, Карпатыг и др.) не изменяются по числам.

Объясняется это тем, что перечисленные группы слов, особенно вещественные и собирательные существительные, уже в форме единственного числа обозначают множество. Ведь крупа состоит из крупинок, хворост – из хворостинок, сор – из соринок, пух – из пушинок, молодежь – из молодых людей и т. д. Следовательно, по существу своему, по содержанию они обозначают множество, поэтому и не нуждаются во множественном числе.

Можно, конечно, возразить: разве не говорят крупы, колбасы? Разве это не множественное число? Да, это форма множественного числа (ее показателем является окончание – ы), но она обозначает не количество данного продукта, а разные его сорта. Если говорят: «В магазине большой выбор круп», то хотят подчеркнуть, что есть разные виды крупы (манная, перловая, ячневая, пшенная и др.); «Мастера молочного комбината вырабатывают более 200 различных сыров» – указание на количество сортов сыра.

Есть в русском языке слова, которые употребляются только во множественном числе (оканчиваются на – ы, – и), но могут обозначать и один предмет, и много предметов. Так, в предложении В шкафу висели рубашки и брюки очевидно, что рубашек несколько, а вот количество брюк неясно (или одни, или несколько), поэтому для полной ясности необходимо указать количество (одни или двое, трое, четверо и т. д.). Вот подобные слова: джинсы, носилки, весы, часы, вилы, ворота, выборы, переговоры, сливки, дрова, каникулы, деньги, обои, белила, кудри и др. Есть у них еще одна интересная особенность – они теряют показатель рода, т. е. если существительные всегда употребляются в форме множественного числа, то признака рода у них никогда не будет.

На доске – имена существительные. Задание – быстро и аккуратно написать эти слова в два столбца: в один – существительные, употребляющиеся только во множественном числе, в другой – остальные слова, но в форме единственного числа.

брюки, башмаки, расспросы, вопросы, дверцы, хлопоты, грабли, косы, вилы, весы, гири, посевы, всходы, дебри, прения, споры, встречи, проводы, шахматы, игры, плоскогубцы, щипцы, заботы, качели, карусели, котлеты, пельмени, недра, сокровища, сливки

Существительные, имеющие только форму множественного числа, часто используются в произведениях литературы. Назовите эти произведения.

а) …Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»

б) Очки не действуют никак…

в) Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол.

а) И. А. Крылов. «Волк на псарне».

б) И. А. Крылов. «Мартышка и очки».

Ведущий (учитель) зачитывает определения, участники кружка записывают существительные, употребляемые только во множественном числе.

2) Широкий вход или проезд, запираемый створами.

3) Рамка, на которую натягивается ткань для вышивания.

4) Празднование по случаю дня рождения.

6) Инструмент для резания ткани, бумаги.

8) Пищевые продукты в герметически закрытых банках.

9) Обсуждение какого-либо вопроса на собрании.

10) Перерыв занятий в учебных заведениях.

11) Усердное и деятельное занятие чем-либо, заботы.

12) Сооружение, на котором качаются для забавы.

13) Боевое снаряжение воина в старину (щит, панцирь, шлем).

14) Грибки, вызывающие брожение.

Задание на дом. Найдите в предложении существительные и определите их грамматические значения.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

источник

Изменяющиеся по числам имена существительные в форме единственного числа, помимо своего основного значения – указания на данный отдельный предмет, отдельное явление, – могут иметь и другие значения: 1) обобщенное; 2) собирательное; 3) дистрибутивное.

1. Обобщенное значение. В этом случае существительное не соотносится с отдельным предметом, а обозначает целый рад предметов, обладающих общими характерными свойствами, т.е. обозначает класс однородных предметов: «Человеку свойственно ошибаться», «Человек выше сытости» (М.Г.); «Компетентность публициста – это не только знание тех или иных областей хозяйства, но и умение рассматривать вещи широко, оценивать их с общегосударственных позиций»*. Слово здесь выступает в своей обобщающей, или понятийной, функции. Такое значение появляется у существительных единственного числа в тех контекстах, где нет указания на место, время, конкретные обстоятельства существования данного явления

Наиболее часто существительные в форме единственного числа со значением обобщенности используются в научном и научно-популярном стилях речи, в таких контекстах, где определяются общие свойства, характерные для целого класса предметов: «Слон, если научиться его понимать, многое «говорит»– говорит мимическим языком, который может выражать всевозможные, иногда довольно тонкие оттенки хорошего и плохого настроения. Язык слона складывается из движений головы, хобота, ушей. «*; «Характеристики устного выступления обусловлены прежде всего объемом и структурой предложений в звучащей речи. Считается, что для устного выступления предпочтительнее короткие и несложные предложения, которые легче всего воспринимаются на слух»

В приведенных примерах существительные слон, выступление обозначают не отдельный предмет, а все предметы данного класса. И само высказывание – это характеристика каждого из предметов, входящих в данный класс.

Употребление существительных в обобщенном значении широко распространено и в газетно-публицистическом стиле речи: «Бюрократ – это такая особь исполнителей, которые, находясь «при исполнении», элементарного не исполняют» (Лит. газ. 1984. 28 нояб.); «Садовод знает, когда надо опрыскивать деревья ядохимикатами, когда – рыхлить прикорневую землю, когда собирать урожай. Он только не знает ничего о дальнейшей судьбе плодов, которые взрастил с таким трудом» (Лит. газ. 1984. 21 нояб.).

2. Собирательное значение. Существительные в форме единственного числа могут заменять собой форму множественного числа, употребляясь для обозначения множества предметов, лиц, явлений, связанных с конкретными ситуациями: «Магазины ждут покупателя», «Массовый читатель газеты». В этом случае форма единственного числа приобретает собирательное значение. По сравнению с синонимичной формой множественного числа «собирательное» единственное число подчеркивает, что данное множество предметов представляется как единое целое, как совокупность.

Возникшая в разговорном стиле речи, эта форма широко используется в языке газетной публицистики: «Хуже всего тому, кто приезжает продавать урожай с бахчей. Товар громоздкий, если за день не распродашь – сиди возле него всю ночь, сторожи» (Комс. пр. 1984. 30 сент.); «Частник опережает государственную торговлю» (загол.: Изв. 1992. 2 янв.).

В современной газете очень распространено употребление в собирательном значении конкретных существительных, обозначающих лицо: предприниматель, отпускник, зритель, читатель, покупатель, современник, чиновник, частник и т.п.: «Вместе с автором оформления Г. Ордынским, отбиравшим фотографии, они сделали отличный подарок юному и взрослому читателю»*; «Итальянская картина «Четыре дня Неаполя» режиссера Н. Лоя получила широкое признание мирового зрителя

В собирательном же значении выступают имена существительные, называющие лицо, в ставших устойчивыми наименованиях: День учителя, День геолога, Дом рыбака, Комната матери и ребенка.

В собирательном значении могут выступать и существительные некоторых других тематических групп: «Наш завод более пятидесяти лет выпускает ручную швейную иглу и рыболовные крючки»*; «Продукция цеха – полихлорвиниловая плитка для настила полов»; секция мягкой игрушки; «Дом игрушки». Такие случаи характерны преимущественно для профессиональной речи, поэтому в газете их использование закономерно прежде всего в тех контекстах, которые связаны с профессиональной сферой или отражают профессиональные особенности речи героев.

Нередко разные значения формы единственного числа существительного (указание на отдельный предмет, обобщенное или собирательное значение) выражаются в слове одновременно. Это явление наиболее широко распространено в агитационно-пропагандистских текстах. Очень часто использовал подобным образом форму единственного числа, работая в «Окнах РОСТа», В. Маяковский. Например: «Пролетарий деревни, пролетарию города руку протяни! Дайте городу все, чем деревни богаты, а город все, чем богат, понесет в деревенские хаты!»; «И ты не будь в работе долог, исполни, шахтер, перед рабочими долг!»; «Крестьянин, чтоб выработать для тебя сеялки и плуги, фабрикам нужен уголь, а рабочим – есть!» Здесь формы пролетарий деревни, пролетарий города, шахтер, крестьянин, «собирательно обозначая ту или иную общественную группу. одновременно указывают и на всякого отдельного представителя этой группы. Иными словами, они выступают как двуплановые. Это делает их особенно выразительными: они действенны, эффективны»*.

Для современной газеты характерно употребление одновременно в нескольких значениях существительных читатель, современник и т.д., называющих адресата газетного сообщения. Так, в газетных рубриках типа: «Контакт: газета – читатель – газета» (Лиг. газ.), «Читателю отвечают» (Комс. пр.), «По заданию читателя» (Комс. пр.) и др. существительное читатель наряду со значением собирательности (множество читателей газеты) выражает и свое основное значение: отдельный, конкретный читатель, которому адресовано газетное выступление. Подобное употребление формы единственного числа существительных на страницах массовой периодической печати подчеркивает, что газета обращается одновременно и ко всем, и к каждому читателю в отдельности, персонально, что делает общение журналиста с читателем более непосредственным и живым.

3. Дистрибутивное (или распределительное) значение. Существительное в форме единственного числа иногда употребляется вместо множественного числа для обозначения нескольких предметов, каждый из которых принадлежит одному из множества лиц: «Старики надели на нос очки», «Присутствующие повернули голову в сторону двери». Употребление существительных в дистрибутивном значении важно для различения смысла в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет только об одном предмете, свойстве, присущем каждому из данной группы лиц (ср.: «Присутствующие подняли руку»– «Присутствующие подняли руки», «По команде тренера все сделали наклон в сторону»– «По команде тренера все сделали наклоны в сторону»).

«Русский язык и культура речи». под редакцией профессора В. И. Максимова. Рекомендовано Министерством.ПРЕДИСЛОВИЕ. Глава I. Речь в межличностных и общественных отношениях.

Русский язык и культура речи. Речь и взаимопонимание. На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи.

Русский язык и культура речи. Культура речевого общения. Под культурой речевого общения понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых.

Русский язык и культура речи. Три основных типа взаимодействия участников диалога в русском языке.Итак, диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование.

Русский язык и культура речи. Структура речевой коммуникации. Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо.

Русский язык и культура речи. Установление (поддержание) деловых контактов.Коммуникативная установкаопределение социального и ролевого статуса участников общения, установление социально-речевого контакта.

Русский язык и культура речи. Речь, ее особенности.К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.

Значительное место в учебнике занимает материал, связанный с культурой речевого общения и с оформлением служебной документации. Учебник нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI в.

Русский язык и культура речи. Общая характеристика стилей. Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в.

Русский язык и культура речи.Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили и.

источник