Меню Рубрики

Что перед родами нужно сделать в церкви

Беременность и рождение ребёнка – это не только самые значимые и радостные дни в жизни каждой семьи, но это ещё и великое таинство «вхождения души в этот мир», а также, это то время, когда Бог наиболее близок к молодым родителям.

Беременность – это великое чудо изменения, я бы сравнил её с весной, когда всё меняется прямо на глазах, и каждый новый день привносит в этот мир новые краски и свет жизни. Во время беременности у будущей мамы меняется всё – меняется тело, вкусы, характер, меняется и духовные потребности.

Маленький «ангелочек» уже живёт свой жизнью в животике мамы, и именно в это время будущий малыш крепко связан – телом с мамой, а душой с Богом. Эта высшая связь через плод, духовно проглядывается: как и другими со стороны, так и самой мамой. Вот почему, многие, даже далёкие от религии женщины, во время беременности приходят в храм, осознавая значимость духовной жизни и того, что всё в этом мире зависит от Воли и Милости Божией. Бывает и так, что именно во время беременности будущая мама произносит первую в своей жизни молитву.

Молитва – это общение с Богом. Во время молитвы мы духовно соприкасаемся с Создателем, и Он всегда слышит нас. От этого «общения» зависит очень многое, в том числе и то, как пройдёт беременность и будущая жизнь ребёнка. Не надо забывать и о том, что по многим молитвам совершаются чудеса.

Молиться о благополучной беременности и удачных родах надо обязательно и лучше делать это почаще. Молиться можно дома и в храме, но особенно хорошо, если будущие родители закажут молебен о благополучной беременности и удачных родах.

В этом случае, кроме силы домашней молитвы, подключается ещё и мощная сила Святой Церкви.

Заказать молебен можно в храме или в церковной лавке, но можно сделать проще – заказать молебны о беременности и благополучных родах по интернету, через специальный онлайн-сервис. Кстати, с недавнего времени, там же можно поставить и свечки за здравие.

Рождение ребёнка – это главное событие в жизни каждой семи. В течение всех девяти месяцев беременности, ребёнок и мама – это единый организм, но после родов – малыш становится совершенно самостоятельным членом семьи и общества. Как пройдут роды, во многом зависит от действий будущих родителей.

Перед этим важным событием родители активно готовятся: приходят на консультацию к врачам, покупают одежду малышу и средства гигиены, убирают жильё. Это хорошо, но этого всё же мало. Надо подготовиться к родам и духовно — молитвы и молебен о благополучных родах помогут вам силой Божьей благодати.

Я тоже читала эту молитву, но нашла её случайно, перед родами. А с первого дня зачатия и до самих родов читала другую молитву-тоже очень сильную, благодаря которой выносила и родила нормально.

Есть множество образов Богородице, перед которыми принято молиться о благополучных родах: «Феодоровская», «Тихвинская», «Казанская», «Помощница в родах».

Чудотворная икона почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах. «Фёдоровская» икона Божьей Матери является одной из святынь рода Романовых. Предание приписывает авторство евангелисту Луке

Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованн ый днесь, богохранимый град Кострома, якоже древний Изра иль к кивоту завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим Матерним к нему предстательством присно ходатайствуеши всем под сень крова Твоего прибегающим мир и велию милость.

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, в земной жизни нас не оставляющая!

К кому молитвы вознесу, к кому слезы и воздыхания принесу аще не к Тебе, всех верных Утешение! Со страхом, верою, любовию, Мати Живота, молю: Да вразумит Господь люди православныя во спасение, да даст рождать нам чад Тебе и Сыну Твоему во благоугождение, да соблюдет нас в чистоте смирения, в надежде о Христе спасения, и дарует нам всем, в покровах благодати Твоея, земное утешение.

Храни нас под сению милости Твоей, Пречистая, молящимся о родах помози, наветов злых свободи, тяжких бед, напастей и смертей отврати. Даждь благодатное прозрение, дух сокрушения о гресех, даждь зрети всю высоту и чистоту дарованнаго нам Христова учения; храни нас от погибельнаго отчуждения. Да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного успокоения и тамо с возлюбленными Твоими, со всеми святыми прославим в Троице Единого Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Есть и великие святые, которые считаются покровителями брака и помощниками при родах: св. прав. Елисавета и св. пророк Захария, святые благоверные Пётр и Феврония, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Николай Мирликийский и многие другие святые, которые горячо молятся за нас перед Господом.

О, святии угодницы Божии, пророче Захарие и праведная Елисавето!

Подвигом добрым подвизавшеся на земли, восприяли есте на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый ваш образ, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтим святую память вашу.

Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесите, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Очень правильно бы было, заказать молебен на благополучные роды, а так же прикоснуться к святым иконам. Молебен можно заказать как одноразово, так и на какой-то период, и в таком случае, на каждой службе, согласно расписанию богослужений, за молодую маму будут читаться молитвы

Перед родами (я за неделю) надо после окончания службы ( хорошо чтоб это была воскресная литургия пред ней исповедаться а на ней причаститься — это самое лучшее благословение от Господа), а после заказать молебен ( это как краткая служба, молитва за вас, ваших родных с батюшкой по требе) Федоровской Божей Матери (помощница в родах) — или так и скажите батюшке за успешное родоразрешение. После него вас батюшка благословит и идите рожайте с Богом.

Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже 🙂 Спасибо!

источник

Трудно найти женщину, которая совершенно не боялась бы родов. Одни робеют перед неизвестным испытанием, с которым им скоро придется столкнуться, другие помнят болезненный опыт предыдущих родов, третьих пугают телепередачи о женщинах, столкнувшихся с осложнениями не только на первых, но и на четвертых родах… Даже если у вас выбраны отличный доктор и самая передовая клиника, страх не отступает. Помочь справиться с эмоциями сможет только самая «высшая инстанция» — Господь и Дева Мария.

Есть женщины, которые годами ждут зачатия — многие из них за это время становятся глубоко верующими людьми. Другим же Бог дарует чудо рождения малыша очень быстро, а иногда и неожиданно. Когда стоит начинать молиться?

Воцерковленным людям священники советуют общаться с Господом каждую свободную минуту.

Если же вы пока не так набожны, выберите хотя бы один день для того, чтобы посетить церковь. Постойте (или посидите, вам сейчас можно) на службе, а в конце причаститесь и исповедайтесь. Помолитесь «своей» иконе (как ее она выглядит, будет написано ниже).

Ни один священник не скажет, в какой именно день или триместр вам стоит посетить храм, ведь каждая беременность индивидуальна.

  • Скажем, женщине-гипотонику будет трудно в церкви на первом триместре, ведь в это время давление у некоторых будущих мам так падает, что нетрудно потерять сознание. Зато в третьем триместре, даже с огромным животом, они могут чувствовать себя прекрасно.
  • «Ждушке» с отеками наоборот, на третьем триместре не то что выстоять — даже высидеть службу будет проблематично. А особенно зимой, в тесной обуви. Поэтому если у вас высокое давление, поспешите в храм еще на первом триместре.
  • Что касается женщин, долгое время находящихся на сохранении, им иногда приходится отложить общение с духовником до послеродового периода. Впрочем, без напутствия святого отца они не останутся. Ведь, во-первых, совет всегда можно получить по телефону. А во-вторых, при многих роддомах, где лежат такие беременные, есть маленькие часовни, где можно поставить свечку перед «иконой беременных».

Ну, а ближе к «часу Х» еще раз посетите своего духовника, чтобы он благословил вас на роды.

Традиционно беременные женщины молятся возле икон Божьей Матери. Самые популярные в этот период жизни:

  • «В родах помощница» (эту маленькую иконку многие даже в родзал берут).

  • «Взыграние младенца». Икона связана с 40-м днем после рождения Христа, когда Его принесли в храм. Мудрый старец захотел взять Спасителя на руки, но маленький Иисус потянулся к матери, показав, как Он к ней привязан. Поэтому икону считают свой покровительницей и другие матери, в том числе будущие.

  • «Целительница». Помощница будущих мам, столкнувшихся с осложнениями при беременности и/или лежащими на сохранении. Также к ней обращаются «на легкие роды».

Наша вера учит: святость и чистота помогли Деве Марии родить Иисуса безболезненно. Впрочем, Святая Мать испытала много человеческих трудностей, так что отлично понимает каждую будущую роженицу и готова поддержать ее в трудную минуту.

А кроме того, женщины в положении и их родственники молятся:

  • Святой Великомученице Екатерине (с достоинством выдержавшей все мучения, посланные ей языческим царем и его нечестивыми советниками).

  • Великомученице Анастасии Узорешительнице (имеющей дар врачевания, лечившей в темницах христиан).

  • Блаженной Ксении Петербургской.

В житии этой русской святой есть чудо, благодаря которому она стала покровительницей женщин, оказавшихся в особо трудном положении.

Святая предсказала доброй мещанке о том, что у той скоро будет сын, приказав идти на площадь. Там женщина была вынуждена принять роды у беременной незнакомки, которую сбил извозчик. Несчастная тут же умерла, и никто не знал, кто она и откуда. Мещанка взяла ее сына к себе, и этот мальчик любил и уважал ее всю жизнь. Поэтому Ксению считают покровительницей новорожденных, приемных детей, сирот…

Конечно, многим беременным эта история кажется немного тревожной. Но на самом деле житие Ксении учит: даже если благочестивая мать преставится при родах, Господь не оставит ее ребенка, тут же послав ему вторую маму, нежную и любящую.

Если же роды трудные, молятся:

  • праведным Иоакиму и Анне (отцу и матери Богоматери Марии),

  • Захарию и Елисавете (отцу и матери Иоанна Предтечи).

Обе эти пары были бесплодны, однако уповали на Господа, много лет молились, и Он послал им дитя. Да не просто ребенка, а Богородицу и пророка, деяния которых навсегда изменили мир!

Но конечно, молитвы могут быть и иными. Достаточно прочитать «Отче наш» или обратиться к Господу с собственными словами. Главное — делать это искренне и от всей души.

И кстати: прося о помощи в родах, не забудьте поблагодарить Господа о том, что он даровал вам возможность стать матерью.

Наша вера говорит: спасение для каждой женщины — в чадородии. Вы готовитесь к маленькому, но подвигу, поэтому Господь не оставит вас!

Кроме того, если будет рожать (или рожает в данное время) ваша дочь, подойдет любая материнская молитва о здравии детей. Например:

А когда ваша родственница родит, можете подарить ей следующие иконки Божьей Матери:

И помните: после родов женщина не может входить в храм определенное время (как правило, 40 дней). После этого она просит священника прочесть над ней очищающую молитву (в основном это делают во время крещения малыша). И только после этого полноправно присоединяется к пастве.

Кроме молитв, многие женщины в положении (особенно лежащие на сохранении и неделями скучающие в больницах) вышивают иконы. Конечно, самой популярной считается икона «В родах помощница». Вышивать можно бисером или нитками. Важно: перед началом такой работы стоит пойти в церковь и получить благословение батюшки (если случай трудный, то есть вы уже в больнице, попросите благословения «заочно», послав в храм кого-то из родных — хотя тут, конечно, все зависит от мнения конкретного священника). Когда икона будет готова, ее следует освятить. А дальше можно оставить ее дома, подарить забеременевшей подруге или предложить церкви.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

источник

Вопрос, который бы я еще хотела затронуть, скорее акушерский. Но я бы сказала — это вопрос больше человеческий. Особо хочу отметить психологический настрой матери и отца, осознания важности момента — появления ребенка на свет. Очень важно, как и в каких условиях дитя появляется на свет. Мама должна быть готова к родам, готова «пожертвовать» собой, временно перенести боль, страдания. Это очень важный момент. Потому что если женщина психологически готова к ним, можно быть уверенным на 80-90% в благоприятном исходе родов.

Очень часто во время родов приходится наблюдать такой момент: женщина не слушает, что говорит ей акушер или акушерка, ведущая роды. И это приводит порой к тому, что необходимо делать какие-то дополнительные манипуляции, чтобы извлечь новорожденного. А это не всегда для ребенка во благо. Благо то, что идет нормальным, физиологически естественным путем. «Невнимательность» женщины чаще всего обусловлена чувством страха. Страх уйдет, если женщина будет внутренне уверена в благополучных родах, что обусловлено ее молитвой и молитвой за нее духовника (священника) в Церкви, ее родственников и, в первую очередь, мужа дома и в храме.

Евангелист Иоанн Богослов повествует: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоанн. 16, 21). Неся эти слова в своем сердце, женщина не будет бояться ни боли, ни страданий. И вопрос об обезболивании родов скорее всего не возникнет. Момент очень важен.

Не должно быть страха, дорогие мои православные мамы и папы. Если вы молитесь, если за вас молится вся семья, если ваш духовник, священник в молитве обращается в Церкви, Ангел Божий молится вместе с вами, вместе со священником в храме, страх уходит, а душа наполняется уверенностью.

При подготовке к родам необходимо использовать не только рекомендации, данные священником, но и получить консультацию акушера, как правильно вести себя женщине в момент начала родов (регулярных схваток). Есть специальные упражнения, включающие в себя дыхание, использование определенных точек на теле, которые снимают боль, и, самое главное, не мешают и не травмируют малыша.

Перед родами обязательно поинтересуйтесь у акушерки, где есть в вашем районе Центры подготовки женщины к родам. И там опытные акушерки обязательно должны рассказать о тех моментах дыхания, которые женщина должна знать при родах, о тех точках обезболивания, используемых роженицами при схватках в домашних условиях, когда схватки еще легки, об определенном ритме дыхания, возникающем при схватках. Женщина обязательно должна это знать. Из книги этого не почерпнешь. Очень важно живое слово, очень важен совет того, кто непосредственно с этим сталкивается, кто с этим работает.

Читайте также:  У кого сколько длились первые роды отзывы

Еще один момент: страх перед болью. Вслед за ним сразу возникает вопрос об обезболивании в родах. Вопрос этот не педиатрический. Поэтому, с точки зрения профессионализма, касаться к нему я не имею права. С точки зрения медицинской (это чисто мое наблюдение и опыт старшего поколения) таков: когда женщина психологически готова к родам, вопрос об обезболивании не стоит. Если стоит вопрос о комфортности родов, то есть чтобы уж совсем было не больно, это уже вопрос второй. Этот момент должны объяснить, обосновать акушеры. С точки зрения православного подхода, об этом скажет лучше священник.[1] Однако всегда считалось, что страдания непременно должны присутствовать. Поэтому страшиться их не надо.

Мне часто задают такой вопрос: «А как я отношусь к домашним родам?». Вопрос непростой в очень многих моментах. Если в дореволюционной России домашние роды являлись привычными, то в настоящее время это скорее исключение. Потому что роды дома должны быть четко организованы и тщательно подготовлены. То есть акушер, наблюдающий малыша и мать будущего ребенка, должен четко сказать матери, что беременность протекает нормально, что положение плода нормальное, что роды пойдут обычным физиологическим путем, что нет никаких причин, которые будут требовать оперативного родоразрешения. Он должен установить даже размеры плода и сообщить, что они соответствуют физиологическим размерам женщины и никаких осложнений быть не должно. Акушеры должны быть специально подготовлены для домашних родов.

Если та или иная семья по какой-то причине желает домашних родов, то это должно быть продумано от и до. То есть здесь должны быть и акушерка, наблюдающая данную женщину во время беременности, и акушерка, которая будет принимать роды, здесь должен быть и педиатр, который примет новорожденного, посмотрит, сделает необходимые манипуляции по обработке родившегося младенца. То есть, все это требует очень большой организации. Более того, в современных условиях организация домашних родов может осуществиться платно и будет стоить довольно недешево. Поэтому домашние роды для большинства будут скорее исключением из правила, не всегда оправданным и необходимым. И здесь, еще раз подчеркиваю, нужно испросить благословения вашего духовника или приходского священника.

Что касается нововведения родов (роды сидя, роды в воде и прочее). Я единственное могу вам сказать: у нас есть очень большой опыт, накапливаемый не одним поколением и не одним столетием. Давайте обратимся к нему. Если мы не находим этих нововведений в жизненном опыте наших предшествующих поколений, давайте задумаемся: а настолько ли мы мудрее наших предков, чтобы что-то изобретать новое? Я не хочу показаться ретроградом или человеком, выступающим против каких-то нововведений. Но мне хотелось бы вас всех призвать к здравой мысли и к тому опыту, который Господь нам уже даровал. Слишком серьезное дело — рождения младенца, чтобы ставить в этой области эксперименты.

Татьяна Костенко, детский врач

Источник: сайт «Благовещение. Библиотека православного христианина»

1. Священник Анатолий Гармаев пишет по этому поводу: «Коли от Бога было положено человеку в муках рожать, то муки должны быть. Осознание необходимости несения жизненного креста совершенно меняет отношение к родовым мукам. Неся родовые муки, мать спасается сама и располагает возможностью преподать благодать спасения для ребенка своего. Православный человек, зная, что всякий грех искупается страданиями, ради очищения от греха и вхождения в удел искупления, обращается к страданиям как к спасительному средству. Крестом для женщины являются родовые муки. Приемлющая эти муки как крест свой и со смирением несущая их, оказывается освящаема Богом в этом своем несении.
Если семья ожидает рождения младенца, то все девять месяцев ведется приготовление к родам. Для женщины-христианки предстоящие муки являются ее крестом. Этот удел, несение креста, а значит болезненности в родах, она должна принять со смирением и кротостью, как дело ее личного искупления. Чем с большим смирением приемлет она крест тех родовых мук, которые ей предстоят, тем больше высвобождает она свое дитя из-под плена греха. В результате дитя уже не несет тех отторгающих переживаний, которые могли бы быть, если бы она отвергла свой крест. Поэтому для женщины-христианки принятие предстоящих переживаний боли необходимо.

Господь соразделяет с нею это ее несение, благодатным Своим участием умножает и усиливает внутренний ее покой и дает силы для того, чтобы пронести его, не ожесточаясь, не обижаясь, не ввергаясь в скудное, греховное состояние, наоборот, исполняясь мира, любви, участия». (Священник Анатолий Гармаев. От зачатия до рождения. «Свет Православия», 2000 г.).

источник

Родов боится почти каждая женщина: одни помнят боль предыдущих схваток и потуг, иные наслышаны от бабушек, подруг и соседок, как же тяжело рожать. Но, так или иначе, к этому событию готовятся абсолютно все и весьма разными способами. Кто-то ищет хорошего врача и роддом, кто-то узнает о средствах обезболивания при родах, кто-то бегает по магазинам, покупая пеленки, чепчики и комод в детскую комнату… Без спору все дела важны. Но главное в этой суете не забыть о молитве.

Верующая женщина хорошо знает, что без помощи Божьей ей не справиться. Молитва ее не покидает ни в дни подготовки к зачатию, ни в дни беременности, ни при родах. Многие может быть возразят: а как молиться при родах рожающей женщине? Ведь думать нужно о схватках, потугах… Святые отцы учат, что человек должен молиться каждую свободную минутку. Это относится и к роженице во время схваток. Чтение молитвы успокаивает, а ее сила невидимо помогает в самую трудную минуту.

К родам нужно готовиться не только физически и психологически, но и духовно. Что это значит? Беременная женщина должна обязательно перед родами посетить храм, побыть на службе, исповедаться и причаститься Христовых Таин. В независимости от того, как вы «носите» своего малыша, роды могут быть непредсказуемы. И не всегда врачи в силах повлиять на исход родоразрешения. Всемилостив и всемогуч лишь Господь.

Еще несколько столетий назад, роженица не могла ни на кого положиться, кроме Бога. Знахарки-повитухи не приступали к беременной женщине, не помолившись. В углу перед иконами горела лампадка, а все близкие искренне молились. Сегодня же люди в основном полагаются на врачей, и только в крайних случаях вспоминают о молитве. Мало кто верит нынче в чудеса. А ведь они происходят. По вере нашей и будет нам. Известно немало случаев, когда молитва при родах творила чудеса: сильные родовые боли утихали, те, кто не мог разрешиться от бремени, разрешались, и даже кровотечения в родах останавливались.

С давних времен из поколения в поколение передается традиция при родах молиться перед иконами Божьей Матери «В родах помощница», «Взыграние младенца», «Феодоровская», «Целительница», «Скоропослушница»… И это далеко не полный список, ведь Чудотворных икон в православной церкви много. Но главное не то, перед какой иконкой преклониться в молитве, главное – искренняя молитва. Молиться о роженице должны близкие люди. Хорошо на эти дни заказать в храме молебен, читать акафисты Божьей Матери и другим святым.

В первую очередь во всех скорбях мы обращаемся к Богородице. Она слышит нас и помогает. По своей чистоте и святости Пресвятая Дева родила Сына Божия безболезненно. Испытав же человеческие трудности, она понимает каждого из нас.

При родах также молятся Святой Великомученице Екатерине, Ксении Петербургской, Анастасии Узоразрешительнице. При трудных родах молитесь праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы, Захарию и Елисавете, родителям Иоанна Предтечи. Обе супружеские пары до старости своей были бесплодны, однако не теряли веру и непрестанно молились, пока Господь не даровал им чадо.

Господи Иисусе Христе, Боже наш, от Предвечнаго Отца рожденный Сыне прежде век, и в последния дни, благоволением и содействием Святаго Духа, изволивый рождену быти от Пресвятыя Девы яко младенцу, повиену и положену во ясли. Сам Господи, в начале сотворивый человека и жену спрягай ему, заповедь дав им: Раститеся, и множитеся, и наполняйте землю; помилуй по велицей милости Твоей рабу Твою (имя), готовящуюся родити по заповеди Твоей. Прости ей вольныя и невольныя грехи, благодатию Твоею даруй ей силу благополучно разрешитися от бремене своего, сохрани сию и младенца во здравии и благомощии, огради я Ангелы Твоими и сохрани от неприязненнаго действия лукавых духов, и от всякия вещи злыя. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к тебе притекающих. Зрим тя на святей иконе во чреве носящую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему, и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благопомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления прийми благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердную Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, в земной жизни нас не оставляющая! К кому молитвы вознесу, к кому слезы и воздыхания принесу аще не к Тебе, всех верных Утешение! Со страхом, верою, любовию, Мати Живота, молю: Да вразумит Господь люди православныя во спасение, да даст рождать нам чад Тебе и Сыну Твоему во благоугождение, да соблюдет нас в чистоте смирения, в надежде о Христе спасения, и дарует нам всем, в покровах благодати Твоея, земное утешение. Храни нас под сению милости Твоей, Пречистая, молящимся о родах помози, наветов злых свободи, тяжких бед, напастей и смертей отврати. Даждь благодатное прозрение, дух сокрушения о гресех, даждь зрети всю высоту и чистоту дарованнаго нам Христова учения; храни нас от погибельнаго отчуждения. Да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного успокоения и тамо с возлюбленными Твоими, со всеми святыми прославим в Троице Единого Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4-й: Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь, богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим Матерним к нему предстательством присно ходатайствуеши всем под сень крова Твоего прибегающим мир и велию милость.

Кондак 1-й: Взбранней Воеводе, Пренепорочней Деве Богородице, Заступнице нашей и Предстательству христиан непостыдному, явлением чудныя иконы Своея радование подавшей земле Российстей и вся верныя чада Церкве просветившей, благодарение усердно приносим Ти, Богородице, и припадающе пречудному образу Твоему, умильно глаголем. Спаси, Госпоже, и помилуй рабы Твоя, зовущия: Радуйся, Матерь Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная.

Молитва: К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.

О, Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ея беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, уничиженней рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услыши, Пресвятая Царице Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты — Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезней. Аминь.

Не обязательно молиться именно эти молитвы, стоя перед определенной иконой. Молитесь «Отче наш…», произносите Иисусову молитву, молитесь своими словами, прося помощи в родах.

Помните, спасение женщины, по промыслу Божьему, — в чадородии. Поверьте, Бог не оставит нас на пути к спасению!

источник

В современное время бракосочетание очень часто происходит без венчания, которое является главным аспектом благословления брака. На протяжении большого количества времени люди постепенно начинали гораздо проще относиться к процессу венчания. Сейчас стало очень модным и актуальным венчаться в европейских странах, так как это очень красиво и романтично.

Читайте также:  Сколько дней нет месячных после родов

Праздничные свадебные застолья продлевают все то, что происходило в храме во время венчания и бракосочетания. Но во время такого праздника святость этого великого момента куда-то теряется. Всем давно уже известен этот сценарий празднования свадьбы. Сначала поздравляют молодоженов, потом происходит трапеза, а также всевозможные тосты и так далее. После же происходит так называемая математика, когда кричат «Горько!», после чего начинают тщательно считать то время, за которое молодожены целуются. Молодые люди впервые целуются перед всеми присутствующими за праздничным столом. Далее все считают, а могут и начать целоваться между собой.

Вот именно этот факт выражает крайнюю «ненормальность». Ведь люди, которые практически незнакомы друг с другом, могут никого не стыдясь целоваться у всех на глазах. А ведь скромность еще никому не мешала, ее необходимо прививать с детства своим детям. В настоящее время поцелуй потерял свой смысл интимности, и стал показательным шоу, которое показывает только неуважение к окружающим. Когда молодой человек раздает свои поцелуи то направо, то налево, можно говорить о потери его внутреннего «целомудрия».

Теперь настало такое время, когда никто из родителей не удивляется, когда его сын или дочка начинают половую жизнь до брака. Все закрывают глаза, когда у своего сына старшеклассника находят презервативы или же у своей несовершенной дочери находят противозачаточные таблетки. Не замечаем, что наши дети смотрят порнографию и считают, что так должны делать все.

Также особой темой на свадьбе является тамада. Очень часто они хорошее и веселое застолье могут превратить в процесс осквернения. Каждый ребенок, который присутствует на бракосочетании, испытывает очень сильные и эмоциональные переживания. Ведь именно дети впитывают в себя всю информацию о бракосочетание и интимность отношений между мужчиной и женщиной, которые они пронесут через всю жизнь. И многие из их желаний могут просто лопнуть, как мыльные пузыри, когда она увидят неправильную картину заключения брака.

Не редкость в нашей жизни ситуации, когда без помощи и Милости Божьей самостоятельно с той или иной проблемой нам просто не справится. Наверняка многие верующие люди знают, что такое Сорокоуст и в каких случаях люди заказывают эту молебен за здравие человека или за упокоение его души. Сорокоустом называется молебен, который совершается в стенах церкви на протяжении сорока дней.

В первую очередь стоит подметить, что молебен можно заказать в любом храме, церкви или монастыре. Для этого необходимо всего лишь обратиться в церковную лавку и написать на листке бумаги имена тех, за кого вы желаете, чтобы помолились. Таким образом, за здравие молитву просят в случаях:

  • Острых, хронических заболеваний;
  • Перед предстоящей операцией;
  • Перед родами;
  • Болезней детей и близких родственников и т.д.

Также данную молитву заказывают и об упокоении души умершего человека. Церковные служители утверждают, что молебен лучше всего заказывать в день смерти, чтобы душа покойного смогла быстрее и легче обрести покой и Царствие Небесное.

Важно подметить, что Сорокоуст за здравие человека является достаточно сильной молитвой, которую, как правило, заказывают в случаях, когда человеку грозит опасность, его жизнь и здоровье находятся под угрозой. Все 40 дней церковные служители молятся за человека, просят для него здоровья и Милости Божьей. Для того чтобы Бог услышал молитвы необходимо произносить молебен именно сорок дней.

Всем известно, что роды являются серьезным событием, как в жизни женщины, так и в жизни ее ребенка. Именно поэтому так важно попросить Сорокоуст перед родами, а лучше всего это сделать за две-три недели перед условным сроком родов. Молитва способна защитить мать и дитя от опасности, дать женщине силы, а ее малышу здоровья.

Заказать молебен вы всегда можете в лавке церкви, монастыря или собора. Важно чтобы человек, за которого подается треба был крещенный. За самоубийц просить молебен Сорокоуст нельзя. Имена людей должны указываться в церковной форме. Как уже было упомянуто выше, заказывать молебен за самоубийц в церкви нельзя. Вы всегда можете помолиться за упокоение души человека самовольно покинувшего этот мир в домашней молитве. Также нельзя заказывать требы за:

  • Некрещеных людей;
  • Людей, поменявших веру;
  • За еретиков и безбожников.

Молебном называется особый вид молитвенного богослужения, который проходит в церкви. Выделяют следующие виды молебнов: с водоосвящением; с чтением акафиста (особое последование в богослужении, которое прославляет .

Содержание1 Несколько примеров запрета2 Нужно знать, где можно молиться вместе3 Молитва – это любовь4 Бывают случаи общей молитвы Учитывая, что на планете большое количество верующих людей, а в России преобладает .

Шарон Коспер знает важность молитвы. В течение многих лет она начинает свои дни с тихой преданностью, и когда она делает усилие, чтобы провести время в молитве, Шарон замечает разницу. Но в некоторые дни, с тремя .

Содержание1 Есть специальные правила Литургии2 Еще примеры со всего света3 Близкие родственники могут помочь умершему в Вечной жизни Если говорить о предании, то Церковь доносит до людей, что существуют свидетельства .

Наиболее мощная вещь которую католической родители могут сделать для своих детей-это научить их молиться. В зависимости от ребенка, это может быть простой или сложной задачей. Обучая ваших детей молиться, вы .

источник

Беременность. Этот период несет множество запретов в жизни женщины, большинство из которых относится к обычным суевериям. Одним из таких считается посещение храма в то время, когда женщина находится в интересном положении.

Расхожее мнение в вопросе о том, можно беременным в церковь или нет, уходит корнями в далёкое прошлое, во времена суеверий. Тогда в деревнях стремились уберечь будущую мать от дурного глаза и наведения порчи на ребёночка. Считалось, что это может быть сделано в самых людных местах, к которым относится и храм.

Из-за этого женщин, вынашивающих ребёнка, прятали от чужих глаз на весь период беременности, и никто, кроме самых близких, не подозревал о скором пополнении в семействе. Поэтому и ответ на вопрос о том, можно ли беременным ходить в церковь, был отрицательным. Ведь это могло повлиять на душевное самочувствие матери.

Но и сейчас, когда в глупые предрассудки практически никто не верит, а женщина, вынашивающая ребёнка, постоянно находится в контакте с большим количеством людей, зачастую можно услышать предостережения от посещения ею храма. Так почему беременным нельзя в церковь, ведь часто этих посещений просит душа? На это можно ответить следующим образом: в храм ходить не только можно, но и нужно, и даже полезно.

Не стоит обращать внимание на досужие слухи. Их распространяют несведущие в церковных обычаях люди. Поддерживая споры насчёт того, можно ли беременным в церковь, они путают состояние беременности с днями менструации, в которые действительно накладывается запрет на посещение храма, так как в это время женщина считается «нечистой».

Кроме того, запрет накладывается и на последующие 40 дней после рождения малыша, пока не прекратится кровотечение. В это время, так же, как и в период менструации, женщина считается «нечистой».

Такой вопрос, как посещение храма в период вынашивания ребёнка, волнует очень многих. Любой женщине хочется найти успокоение, которое даёт Господь в стенах своего дома. Но зачастую страх перед косыми взглядами несведущих прихожан мешает это сделать.

Услышав, как будущие мамочки спрашивают о том, можно ли беременным ходить в церковь, стоит объяснить, что посещение храма в интересном положении грехом не считается и всячески приветствуется священнослужителями. Но лишь в том случае, когда женщина этого действительно хочет, а не идёт по принуждению.

Только там она не только может найти духовное утешение, но и помолиться как о своём здоровье, так и о благополучном разрешении от бремени, и о будущем малыша. Зайдя в стены храма, сразу можно увидеть иконы святых, которые являются покровительницами женщин, находящихся в положении. Святая Анастасия Узоразрешительница и великомученица Екатерина помогут спокойно и без проблем выносить младенца, а молитвы у иконы Пресвятой Богородицы дают надежду на лёгкое родоразрешение. Да и за благословением перед родами стоит обратиться к священнику.

А если у женщины всё же сохраняется сомнение, можно ли беременным в церковь ходить, за разрешением его стоит обратиться к батюшке. Он объяснит, что только в церковных стенах можно очень легко справиться со страхами, часто возникающими у женщин в положении.

Чтобы избавиться от лишних ненужных мыслей, необходимо вознести молитву иконе Богородицы. Да и ребёнок, находясь ещё в утробе матери, получит Божью благодать. Поэтому нужно и можно в церковь ходить беременным, ограничений в этом нет никаких.

Остерегаться стоит лишь своего состояния. Ведь зачастую службы длятся не один час, и беременным тяжело выдержать это время на ногах в душном помещении. Но и этот вопрос решается очень просто. Достаточно женщине, находящейся в интересном положении, присаживаться во время службы на стул, чтобы отдохнули ноги.

Священнослужителями же вопрос о том, можно ли беременным ходить в церковь, даже не рассматривается. Ведь в этот период женщина полностью чиста перед Богом. Будущий малыш — это не только плод любви двух людей, но также и благословение Господне, ведь это он даровал чудо материнства. Поэтому запрета на посещение храма просто быть не может.

Часто от всезнающих бабушек можно услышать, что посещение храма возбраняется мамочкам, у которых ребёнок зачат в грехе, то есть не был совершён обряд венчания. Это мнение совершенно не соответствует действительности и является не более чем незнанием святых законов. Церковь никогда не делала исключений для тех женщин, которые не состоят в церковном браке. Ведь перед Богом все равны, и если он послал счастье стать матерью, то для него нет разницы, совершён обряд венчания или нет. Любая беременная женщина может прийти в храм, чтобы помолиться и попросить у Господа благословения.

Даже если ребёнок зачат, по мнению многих, в грехе, то есть без заключения церковного брака, уже то, что он послан женщине, является Божьим благословением. А посещение храма с младенцем в утробе даёт возможность ему принять благодать Господню через молитвы матери.

Церковные понятия говорят о том, что утроба женщины во время беременности благословлена Богом и поэтому совершенно безгрешна. Церковнослужители с большим трепетом относятся к женщинам в положении и всячески поощряют посещение ими храма. Даже тот грех, что женщина находится в невенчанном браке, прощён Господом, пославшим беременность.

К тому же если супруги ещё не обвенчаны, священнослужителями рекомендуется совершить таинство ещё до рождения ребёнка. Этот обряд призван дать молодой семье и будущему ребёнку особую благодать.

Чем раньше будет проведён этот важный в жизни каждой молодой семьи обряд, тем быстрее Господь осенит своей благодатью молодую семью. И не стоит слушать чужие пересуды и слухи. Только несведущие люди могут назвать богоугодное дело грехом.

Одежда с обувью у будущей мамочки во время венчания должны быть максимально удобными, не сковывающими движений, чтобы избежать начала токсикоза, головных болей или отёков, и не попасть сразу после венчания на сохранение.

Кроме того, будущая мама спокойно может пройти обряд крещения, если она ещё не крещена, а также посещать исповеди и принимать причастия. Причём делать это стоит даже чаще, чем в обычное время.

Священнослужители рекомендуют во время беременности принять не менее 40 причащений. С этого начинается воцерквление ребёнка. Но в этом обряде для беременной женщины есть снисхождение: ей не нужно поститься 3 дня.

Можно в церковь ходить беременным совершенно спокойно до третьего триместра, а дальше лучше всего брать с собой подругу, мужа или родственницу для сопровождения, а также раскладной стульчик, чтобы в любой момент можно было присесть. Ведь стоять на ногах весь период службы достаточно сложно в силу физиологических особенностей организма. И не стоит обращать внимание на усмешки и осуждающие взгляды несведущих людей. Препятствием для посещения храма может стать только собственное нежелание, ведь насильно туда не ходят, или состояние здоровья будущей мамы. Но даже если женщина находится в больнице или ей предписан домашний постельный режим, не возбраняется пригласить священника к себе домой или в больничную палату, чтобы принять обряд исповеди и причащения.

Важно помнить, что ходить беременным в церковь нужно с осторожностью только на последних сроках, и стараться не посещать большие службы, которые длятся несколько часов. Ведь даже в том случае, когда с собой есть стульчик и в любое время можно присесть, духота от большого скопления людей очень быстро вызовет недомогание.

А просто придти, чтобы с молитвой обратиться к Господу, беременная женщина может в любое время. Поэтому у находящихся в положении не должно возникать никаких сомнений по поводу того, можно ли беременным ходить в церковь.

источник

Родовой обряд: из древности в современность
Роды издревле считались процессом мистическим. Считалось, что в момент рождения нового человека грань между потусторонним миром и миром людей так тонка, что беспрепятственно пропускает через себя всякую нечисть. Верили, что помешать этому могут только особые сакральные слова и ритуалы.
К тому же, беременность и роды были для женщины своеобразной инициацией: давая жизнь новому существу, она сама переставала существовать как просто женщина и возрождалась уже как плодородная мать. Начинался совершенно новый этап в ее жизни, и это начало было магическим, отчасти языческим, но обильно сдобренным христианской символикой. Вот почему еще в середине прошлого века роды в крестьянских семьях превращались в настоящий обряд, который длился не один день.

За несколько суток до предполагаемых родов начиналось раздевание беременной . К самому важному моменту она должна была остаться в одном нижнем белье с расстегнутым воротом, без украшений и с распущенными волосами. Все это время будущая мать ходила по избе, переступая через пороги, — считалось, что это облегчит младенцу выход на свет, а заодно простимулирует родовую деятельность. С этой же целью в доме открывали все, что было закрыто — лари и двери, окна и сундуки, печные заслонки и шкафы. Все завязки развязывали, пуговицы и пряжки расстегивали. При этом произносились заговоры, которые «комментировали» происходящее и в которых упоминались двери и манипуляции с ключами: «Железная дверь, отопри засов. Каменная гора, золотые купола, святые кресты, Господи, благослови, воды проткни, роды начни, кого Бог дает. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Если же роды были особенно трудными, глава семьи шел в церковь и просил открыть царские врата, отделяющие алтарь от остального помещения.
В добавление к этому домочадцы молились, благословляли друг друга, просили прощения.

Момент родов до последнего хранился в тайне — считалось, что чем больше людей знает о родах, тем сложнее они будут проходить. Круг посвященных был очень узок — мать, повитуха, иногда муж и свекровь. Особенно «опасными» считались незамужние девушки: если «девица прознает о родах, роженице предстоит отмучиться за каждый волосок на девичьей голове». При этом надо отметить, что скрыть дату родов было не трудно: будущие мамы работали до последнего в поле, а не сидели напряженном ожидании «часа Х». Когда приходил срок, женщина либо сама удалялась в укромное место, либо ее мать или свекровь под благовидным предлогом удаляла из дома всех домочадцев. Те же, кто не мог уйти, притворялись спящими.
Место родов тоже было секретным для окружающих. Считалось, что в доме рожать нельзя. Для самих родов выбиралось нежилое, отдельно стоящее место — баня, овин, хлев. Туда и уходила женщина с началом схваток.
Страх перед сглазом был так велик, что даже повитуха, направляющаяся на роды, не должна была никому рассказывать о цели своего похода. Посыльные от роженицы приходили к повитухе в дом не заблаговременно, а уже в период схваток, тайными тропами, и сообщали о родах «эзоповым», иносказательным языком. После этого повитуха также задними дворами и огородами пробиралась, молясь, в дом роженицы. Попутно она заглядывала в окна домов, и по увиденному там могла предсказать будущую судьбу ребенка. Если видела красавицу перед зеркалом — быть новорожденной дочке красивой невестой, если старика — доживет младенец до глубокой старости.
Переступив порог, повивальная бабка переодевалась во все чистое, осматривала роженицу и подбадривала ее. Во время схваток она помогала женщине ходить по дому, массировала роженице поясницу, гладила ее по животу и приговаривала между схватками: «Христос родился, и мы младенца ждем. Аминь». Если роды затягивались, зажигали свечу и читали другой заговор: «Пока свеча догорит, тут и она родит. Аминь». А ближе к финалу повитуха обязательно вызывала у роженицы рвоту: считалось, что от этого хорошо раскрывается шейка матки.

Читайте также:  Минимум при расчете больничного по беременности и родам

В разных местностях по-разному относились к мужьям, присутствующим при родах. Где-то супруга просто выпроваживали из дома. Но чаще он играл весьма активную роль, перенимая на себя часть родовой боли жены. Муж одевался в ее одежду, повязывался ее платком и катался по полу со стонами и плачем. Если роды затягивались, мужа просили перешагнуть через жену или снять с себя штаны и вывернуть их. При этом ему надо было произносить: «Не ходи, золотник, по утробе, не ищите младенца, он здесь, он идет — его мать да отец ждет. Богородица благословляет, утроба на свет выпускает. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Впрочем, иногда помощь мужа была более практичной: он водил жену по избе, помогал тужиться, и вообще «был на подхвате».

Во время схваток роженица чаще всего сохраняла вертикальное положение, чтобы ребенок «не подкатился под ложечку». Во время потуг женщина либо хваталась за веревку, перекинутую через центральную балку потолка, либо становилась на четвереньки или на корточки. Во время рождения головки роженица должна была просить счастья и хорошей доли для ребенка. Именно в этот момент, по поверью, спустившийся с небес Ангел вкладывал в младенца душу. Потом новорожденного принимали на солому или шкуру животного, которая считалась оберегом.

В принципе, повитуха могла даже не участвовать в самих родах — принять ребенка могла опытная родственница, например свекровь. Но послеродовой период должен был проходить обязательно под контролем повивальной бабки. Именно повитуха должна была перевязать ребенку пуповину материнским или собственным волосом. Затем пуповину перерезали на разных предметах, в зависимости от пола рожденного или желаемого пола последующего ребенка. Как правило, пуповину мальчиков обрезали на топорище, а пуповину девочек — на прялке или веретене. Затем повитуха брала ребенка и «расправляла» его: гладила ручки, ножки, животик, придавала головке правильную форму. Если ребенок рождался слабеньким, его «перепекали» — на печной лопате для приготовления еды трижды помещали в печь, будто выпекали хлеб.
В первый раз новорожденного заворачивали не в пеленку, а в отцовскую рубаху, причем потную, только что снятую с тела. Считалось, что таким образом отец дает младенцу защиту, отчего тот будет спокойнее спать. Затем новорожденного «привязывали к дому» — подносили к особой балке под потолком, на которой тужилась его мать. Первое омовение должно было смыть болезни и сглаз. Купание совершалось в особой заговоренной воде, куда были положены магические предметы: серебряная монета, щепоть соли, яйцо. Считалось, что соль очищает, серебро дарит богатство, а яйцо делает ребеночка ладным и пригожим. Использованную воду выливали во дворе на «красный угол» (именно в нем висели в доме иконы), причем старались выплеснуть ее повыше — чтобы ребенок лучше рос.
Затем наступал черед матери: повитуха «ставила на место» живот, «расправляла пуп», «поправляла золотник» (матку). Послед назывался «постелькой», считался двойником ребенка и требовал особых ритуалов. Во-первых, его выкликали, как запропастившуюся кошку, словами «кис-кис-кис». Если послед не появлялся в течение часа, это считалось дурным знаком. После выхода детского места его надо было схоронить особым образом — завернуть в холстину вместе с ломтем хлеба, яйцом, головкой лука. Все это должно было уберечь ребенка от колдовских чар. После этого послед зарывали в месте, куда не могла ступить нога человека. Обычно оно находилось под полом избы около печки, или под корнями дерева, или в яслях домашних животных.

Несколько дней, а иногда и недель, повивальная бабка жила в доме роженицы и помогала ей с ребенком. Работа повитухи заканчивалась после крещения ребенка. Ее одаривали одеждой или тканями и с почетом провожали. Но сначала она должна была обязательно «размыть руки» вместе с матерью новорожденного. Кусок мыла, который применялся при этой процедуре, также шел в плату повитухе. В деревнях повитуха становилась близким родственником: на семейных праздниках ее усаживали на лучшие места, дарили ей к праздникам подарки. 8 января даже праздновали особый «профессиональный» праздник — «бабьи каши». Профессия повитухи была уважаема не только при жизни: считалось, что в загробном мире ей не придется страдать за свои грехи.

Каким бы странным это ни казалось, но даже в нашем цивилизованном обществе родовой обряд не ушел в прошлое. Многие приметы и «правила поведения» сохранились до настоящего времени, хотя в несколько модифицированном виде. Да и функции повитух теперь выполняет медицинский персонал роддомов, справляясь с задачей выстраивания отношений между матерью, ребенком, обществом и Вселенной.
Современные методы диагностики позволяют достаточно точно определить срок беременности и дату родов. Несмотря на это, беременные женщины крайне неохотно сообщают окружающим предполагаемую дату родов, предпочитая отделываться общими приблизительными фразами. Особенно долго в неведении остаются незамужние и бездетные подруги. Зачастую беременные даже сами не могут логично объяснить эту свою скрытность, самое распространенное оправдание: чтобы не сглазить.
Конечно, ныне никто не пробирается в роддом тайными тропами и задворками, но очень часто о том, в каком именно роддоме будет рожать женщина, знают лишь близкие — мама и муж. Для остальных, в лучшем случае, оглашается вариант «или-или» — называется несколько предполагаемых мест.

Современный роддом
К слову, о месте родов, а именно — о роддоме. Роддом — помещение явно нежилое и к тому же «нечистое». То есть место само по себе, конечно, стерильное, но на некоем мистическом уровне люди упорно поддерживают иллюзию его «нечистоты». Не зря же вокруг роддомов создается такое количество слухов о внутрибольничных инфекциях, о пресловутом стафилококке. Все это — миф, но крайне важный для русской родовой традиции. Женщина должна рожать в «нечистом» месте, и все тут!

Папа на родах
Еще совсем недавно в любом роддоме отказывали папашам, желающим присутствовать на родах. Теперь отношение к мужьям на родах полностью изменилось. Их не отсылают прочь со словами, что мол, «это бабские дела». Напротив, от них ждут действенной помощи. Конечно, вряд ли современные отцы будут кататься по полу, имитируя схватки, или выворачивать штаны наизнанку. Но подышать вместе с женой, подержать ее за руку, оказать поддержку во время потужного периода и тем самым частично взять на себя страх и боль женщины отцы вполне способны.

Подготовка к родам
Первое, что делают с роженицей, прибывшей в роддом, — переодевают «в казенное». Это, как правило, просторная сорочка, на которой нет ни одной пуговицы или завязки. Свои вещи и украшения роженица должна оставить за порогом предродовой палаты. Раньше беременные усматривали в этом нищету роддомов и равнодушие персонала, который следует «глупым правилам». Но на самом деле нужно было увидеть следование традициям: не имея возможности несколько дней раздевать женщину, готовя ее к родам, как это делалось раньше, нянечки и медсестры таким образом облегчают ребенку выход в свет, «отпирая» ему «двери», согласно древним ритуалам.
Врач и акушерка, подобно повитухам, одеваются в чистое — свежие халаты, шапочки, перчатки. Конечно, можно было бы объяснить это только соображениями стерильности. Но по большому счету, дети раньше рождались в хлеву, овине, даже в поле, где вопрос гигиены не стоял. Зато перед лицом новой жизни непременно нужно было представать обновленным и очищенным. И потому не стоит так уж роптать при виде очистительной клизмы, потому что чисто физиологически она помогает очистить организм и способствует открытию родовых путей.
Наконец, пациентку осматривают. При этом задача врача — не только оценить состояние матери и плода, но и успокоить роженицу, помочь ей советом (так, как делала это когда-то повивальная бабка).
Для многих женщин наиболее обидной процедурой предродовой подготовки становится сбривание волос на лобке. Считается, что делается это в целях гигиены, но это лишь часть правды. С древности бритье — один из наиболее распространенных способов принижения статуса женщины (о необходимости которого речь пойдет чуть дальше).

Униженные и оскорбленные
В наши дни многие женщины приходят в роддом уже подготовленными: они посещали курсы будущих матерей, знают, как проходят роды, овладели многими телесными и дыхательными техниками. Их не нужно учить рожать, что существенно облегчает задачу акушерке и врачу. Но еще лет 20 назад женщина, рожающая первого ребенка, попадая в роддом, будто переносилась на другую планету. Врачам приходилось за считанные часы обучить женщину искусству рожать. Церемониться было некогда, именно поэтому медперсонал казался неопытной и испуганной роженице грозным и грубым. И потому рассказы о родах наших мам не обходятся без упоминаний об унижениях и оскорблениях: как кричала акушерка, как «воспитывала» нянечка, как женщина оставалась один на один с болью и страхом.
Впрочем, у страха глаза велики, и то, что трепетные барышни принимали за ругательства, на самом деле нередко оказывалось командами, произнесенными громким, внятным голосом. Но именно так руководили процессом и повивальные бабки. Роды — переходный обряд, в ходе которого женщина поднимается на новую социальную ступень: она становится матерью. А инициация всегда предполагала некий набор испытаний, которые надо было с честью выдержать. И это не только болезненные ощущения или страх неизвестности. Это еще и символический переход из одного качества в другое, который выражается во временном лишении социального статуса. Это за дверьми роддома будущая мать — успешная бизнес-вумен с научной степенью, знанием трех языков и зарплатой, равной бюджету маленького государства. Здесь, на родильном кресле, все равны.
Очень часто женщины жалуются на то, что врачи общаются между собой на «птичьем» языке, непонятном непосвященным: их диагнозы невозможно разобрать, а объяснений невозможно добиться. Но ведь и заговоры повивальной бабки никогда не растолковывались, а ее действия никогда не объяснялись. Повитухи, как и врачи, — «посвященные». Чтобы быть допущенным в родовой зал, врачу нужно учиться дцать лет, сдавать экзамены, проходить практику и набираться опыта. Повивальные же бабки своих преемниц воспитывали чуть ли не с рождения: как правило, это была одна из дочерей, которая всюду ходила с матерью и постигала искусство посвящения в таинство материнства.
Очень часто слова врачей, подобно заговорам, иносказательны. Не всегда можно называть вещи своими именами — это еще наши предки знали. И до сих пор никто не скажет женщине во время потуг: «Рожай-рожай». Ее будут призывать к действию иначе: «Давай-давай!» Нередко советы и предписания даются медиками не прямо («Пожалуйста, напрягите мышцы живота и промежности »), а опосредованно. Например, в форме угрозы: «Ты что, хочешь задушить ребенка? Тужься!» Испуг — очень древний прием, к которому прибегали еще повитухи, если нужно было вызвать или ускорить роды. На женщину кричали, пугали ее стрельбой или внезапно обрызгивали водой.

В современном акушерстве традиционной считается поза при родах на спине. В таком положении врачу удобно осматривать роженицу, проводить манипуляции, подключать монитор. Кроме того, в положении «лежа» схватки менее болезненны (хотя могут быть более долгими). В старину в позе «на спине» женщины рожали гораздо реже. Однако только ли потому, что вертикальные роды более физиологичны? Вовсе нет — просто часто женщина рожала самостоятельно, без посторонней помощи. Лежа на спине, сделать это совершенно невозможно — только на четвереньках или на корточках. Так что, даже в эру повитух роженица могла переживать схватки как угодно, но перед выходом ребенка на свет ложилась на спину — чтобы открыть повитухе доступ к месту главного действа. В современных роддомах правила поведения рожениц во время схваток уже не так строги, как в советское время: женщины ходят, танцуют, сидят на мячах, опираются на спинку кровати, даже плескаются в бассейнах.

Встреча новорожденного
Малыш родился. Раньше считалось, что сразу после родов нужно обозначить место младенца в этом мире. Повитухи, прежде чем перерезать пуповину, проговаривали, кого «поймали»: «коня с седлом» (мальчика) или «зассыху» (девочку). Сейчас в роддомах после родов родильнице показывают ребенка и просят назвать его пол (иногда также спрашивают имя). Пол — это первая характеристика нового человечка. Называя ребенка «мальчик» или «девочка», ему как бы закладывают определенную программу дальнейшей жизни.
Затем наступает черед первого туалета новорожденного. С ребенка смывают первородную смазку, очищают ему дыхательные пути — так некогда делали это и повивальные бабки. После этого, как и встарь, ребенка прикладывают к груди матери — это не только «знакомит» мать и дитя, но и ускоряет отделение плаценты.
Ритуалы «приведения матери в чувство» за века почти не изменились: когда-то бабка, а ныне врач осматривает родильницу, где надо — «штопает», что надо — вправляет, и затем в течение нескольких дней следит за тем, правильно ли сокращается матка, пришло ли вовремя молоко и т.д. Неделя, проведенная в роддоме под наблюдением врачей, аналогична «малому очистительному периоду», который длился раньше 5–7 дней и проходил в присутствии повитухи.
При выписке из роддома молодым родителям даются последние «напутствия». Те, в свою очередь, благодарят медиков, медсестер и нянечек деньгами и подарками. И это ни в коем случае не «взятка», а «благодарственный выкуп», традиция которого насчитывает сотни лет! Считалось и считается, что соблюдение этого ритуала обеспечивает благополучие ребенка и всей семьи в будущем. Стоит добавить, что выкуп за девочку традиционно меньше, чем выкуп за мальчика.

В заключение
Как видите, многие традиции современного акушерства имеют свои корни в прошлом. Не всегда мы можем логически проследить эти многовековые связи, но что удивительно — мы их чувствуем интуитивно. Поэтому, как встарь, уберегая дитя от сглаза, не любим хвалить своих детей, и складываем фигу в кармане, когда их хвалят другие. Но что ж делать, если подобные вещи у нас в крови?

источник