Меню Рубрики

Что такое красноречие роды и виды красноречия

В современной риторике обычно рассматриваются пять родов красноречия: академическое, духовное, судебное, социально-политическое, социально-бытовое. Они подразделяются на виды и жанры, которые реализуются в конкретной речевой ситуации.

Академическое красноречие восходит к информативной речи. Его цель — передать слушателям знания по интересующему их предмету, т.е. сообщить новое и углубить понимание проблемы, а сфера применения — научная и учебная деятельность человека. С академическим красноречием связывают такие жанры, как научная и научно-популярная лекция, доклад, сообщение. Стилевая принадлежность произведений довольно четко регламентирована. Это научный стиль с возможным вкраплением элементов публицистического. Речь лектора, преподавателя вуза или учителя в школе должна быть четко структурирована: части отделены одна от другой, но при этом взаимосвязаны, логически дополняя друг друга, и должны обязательно сопровождаться примерами. Научное сообщение говорит языком фактов, поэтому самым важным его качеством будет соответствие действительности. Многие лекции или доклады ораторы не произносят, а читают, как бы «озвучивая» письменный источник. Это допустимо, но в таком случае теряются некоторые значимые именно для публичного выступления элементы.

Во-первых, речь получается бесстрастной, неэмоциональной. Прочитанное по бумажке восклицание теряет свою убедительность, естественность. В нем нет свежести чувств (текст доклада написан заранее, в то время как восклицание мы озвучиваем в момент произнесения речи).

Во-вторых, лектор, читающий подготовленную речь, теряет контакт с аудиторией. Налаженное общение поминутно прерывается, когда оратор отводит глаза от слушателей и обращается к тексту выступления.

В-третьих, речь, с которой приходится выступать неоднократно, теряет для лектора ощущение новизны, и в его голосе могут появиться нотки равнодушия; тогда выступление становится монотонным и бесцветным.

Таким образом, докладчику необходимо определить для себя, какой результат он хочет получить в ходе выступления: просто озвучить данные учебной или научной литературы или заставить задуматься, заинтересовать своих слушателей. Избрав второй путь, оратор не будет читать текст по бумажке. И тогда речь его, продолжая оставаться научной в строгом смысле этого слова, приобретет и стилистические достоинства.

Духовное красноречие — это церковно-богословская речь, т.е. речь проповедей, церковных служб и т.д. В России оно существует со времен введения христианства (998 г.) и является распространенным жанром, в котором используются как слова высокого стиля, так и специальная церковная лексика. Культура и нравственность развиваются в нашей стране на протяжении многих веков непосредственно под влиянием православия. Речи служителей Церкви призваны возвышать и духовно просветлять душу человека. Священники стремятся донести до людей идеи христианского мироустройства, осудить пороки человека, показать пути духовных исканий, раскаяния в грехах и возрождения. Божье слово несет радость, утешение, учит добру, отвращает от зла.

Судебное красноречие включает в себя речи обвинительные и оправдательные. В России оно развивалось со времен появления Русской Правды, но особенно расцвело со второй половины XIX в., когда судебный процесс стал открытым, а для объективности выносимого приговора были введены фигуры прокурора и защитника.

Судебная речь — очень ответственное действие, от нее во многом зависит участь человека: виновен он или нет, если да, то в чем и насколько; наконец, преступнику определяется мера наказания. Каждое слово, каждая формулировка в судебной речи должны быть взвешенны, речи обвинителя и защитника — строго аргументированны. Они строятся по законам логики, подчинены юридическим, правовым нормам и правилам построения доказательств. Не случайно и логика, и риторика изучаются будущими правоведами на юридических факультетах ведущих вузов страны. Судебный процесс призван рассмотреть все подробности дела, не упустить ни одного мельчайшего факта. При этом на одной чаше весов — закон и его требования, а на другой — судьба человека.

Социально-политическая речь. Социально-политическое красноречие связано с общественной жизнью и политикой. Сюда можно отнести дипломатические речи, выступления на важнейших международных форумах, двусторонних и многосторонних переговорах. Их отличительная особенность — высокая мера ответственности за каждое произнесенное слово. В речи отдельного официального представителя выражается позиция всего государства. Предметом дипломатической речи являются такие вопросы, как война и мир, сотрудничество с другими странами, расширение экономических и политических связей и т.д.

Один из видов социально-политического красноречия — речи парламентские. Они сложились в условиях существования демократического государства. Их цель — найти верное, рациональное и правильное для развития страны решение. Парламентские речи воздействуют, убеждают, побуждают к действию. Они нередко эмоциональны, даже пафосны. Ораторы используют веские аргументы по отношению к доктрине, к смыслу, к человеку, к авторитету, чтобы влиять не только на рациональную, но и на эмоциональную сферу человека.

К этому типу можно отнести и агитационные речи, которые обращены к широкой общественности. Их цель — воздействовать на политические симпатии масс, разъясняя позицию той или иной партии.

К агитационным речам примыкают и речи митинговые. Им свойственна повышенная эмоциональность. Такие речи произносятся в массе народа, охваченного какой-либо значимой для всех идеей. Оратор выражает и «озвучивает» настроение масс. Молчаливая, бессловесная толпа обретает в нем осмысленное слово. Как правило, на митинг людей заставляет собираться недовольство кем-либо (правительством, партиями) или чем-либо (собственным социальным и экономическим положением), реже — стремление защитить что-либо или кого-либо. Народу, объединенному общим состоянием возмущения и негодования, не нужны логические аргументы. Поэтому задача оратора — ярко, крупными мазками нарисовать образ общего врага и выразить стремление немедленно призвать его к ответу. Эмоциональные, иногда даже надрывные ноты, акцент на ущемленность прав работающего человека взвинчивает слушателей, усиливает их протест. Для разжигания митинговых страстей часто напоминается об обмане, который тайно совершен каким-либо партийным деятелем или группой лиц, в результате чего заметно усилилось обнищание и бесправие масс. Утешительным для толпы является то, что вина за создавшееся положение перекладывается на плечи этого невидимого врага и полностью снимается с присутствующих. Заглушить собственные сомнения помогает вера в то, что все собравшиеся:

  • — безвинные жертвы чьего-то чудовищного корыстного обмана;
  • — должны отомстить за весь униженный народ.

Подобное «красноречие» бывает вызвано стремлением организаторов митинга к популизму. Его цель — сыграть на бедах социально и экономически ущемленного слоя общества в корыстных интересах какой-либо группы. Описанный тип митинговых речей противоречит сложившимся веками морально-этическим нормам, заложенным в России православно-христианскими традициями.

Более сложно строится речь оратора, стремящегося смягчить страсти, заставить людей задуматься о причинах неудач. В этой речи самое главное — призвать людей слушать и слышать себя. Важно пробудить в массе способность разумно говорить о своих проблемах, снять накал страстей: «Да, вы правы, но. »; «Наши права надо отстаивать цивилизованными путями»; «Наш путь — закон, а не самосуд». «Да, с нами должны считаться. Запишем требования и адресуем их нашим депутатам» и т.д. Такая речь требует от выступающего выдержки, воли, умения управлять слушателями. Она, как правило, эмоциональна, спонтанна, неподготовлена. Оратор тесным образом связан с массой, все элементы его речи — «реакция на реакцию». Он следит за состоянием слушателей, дает речевой посыл, рассчитывая на определенную ответную реакцию, и в зависимости от реализованности ожиданий посылает свою речевую установку.

Несмотря на значительное сходство, митинговая и агитационная речи имеют и ряд различий. Митинговая речь «идет» вслед за настроением массы, она призвана разжигать страсти, чтобы воодушевить людей на немедленные и активные действия. Цель агитационной речи — навязать аудитории взгляды, выгодные оратору, заставить людей изменить свое мировоззрение, отношение к существующему порядку вещей. Примером может служить деятельность большевиков в период подготовки к революции. Синонимом слова «агитация» часто выступает «пропаганда». Их значения действительно схожи, надо только помнить, что агитировать можно «за» и «против», в то время как пропагандировать — только «за». Агитационные акции свойственны общественно- политической жизни любой страны. Наиболее эффективным средством пропаганды являются газеты.

Социсиъно-бытовое красноречие. К социально-бытовому красноречию относят речи, произносимые в связи с каким-либо значимым событием в жизни отдельного человека, семьи, трудового коллектива: юбилейные, поздравительные, свадебные, застольные. Сюда же можно отнести и речь надгробную, посвященную ушедшему из жизни человеку. Общая особенность этих речей — относительная свобода композиции, допустимость не очень строгой структуры, отступление от логики, меньшая полнота выражения мыслей. Все это компенсируется искренностью и силой переживаемого чувства, которое к тому же близко всем собравшимся.

Не стоит думать, что произведения социально-бытового красноречия — самый простой род ораторской речи, не требующий особого мастерства. На самом деле диапазон звучания этих речей очень широк — от торжественности и пафосности выступлений декларативного характера до простоты, задушевности, добросердечия в речах, обращенных к близким людям.

Социально-бытовое красноречие представляет собой достаточно разнообразный по своим возможностям род ораторского искусства, который позволяет включать приемы истинно высокой речи в нашу повседневную действительность и тем самым сделать человеческое общение даже на бытовом уровне богатым и выразительным.

Данная классификация разработана в конце 70-х годов XX века, однако развитие риторики как науки и изменения, стремительно происходящие в обществе, позволяют расширить эту классификацию. Некоторые ученые выделяют военное красноречие (инструктивная речь, воодушевляющая речь, речь-приказ), дипломатическое красноречие (речь на международной конференции, речь во время международных переговоров), деловое красноречие (речь во время деловых переговоров, телефонные переговоры), диалогическое красноречие (спор, дискуссия, пресс-конференция, теледебаты, интервью), торговое красноречие (реклама, речь на презентации) и т.д.

№ 360. Прочитайте, как Н.Ф. Кошанский комментирует античные роды красноречия в своей «Частной риторике». Выполните задания.

Три рода речей были у древних: торжественные речи, политические и судебные. Первые два рода преимущественно блистали в Афинах, последний — преимущественно в Риме.

Торжественные речи у древних гремели в честь героев, граждан, иногда городов и целых народов. Например, речь Перикла — в честь падших при Марафоне или речь Горгиаса — в честь сраженных при Саламине.

Политические речи имели предметом дела государственные: суждения о войне и мире или о принятии и уничтожении законов. Например, речь Демосфена о войне против Филиппа или речь Цицерона — о законе разделения земель.

Судебные речи имели предметом обвинения и оправдания граждан. Таковы почти все речи Цицерона. Например, речь за Квинтая, за Милона, речи против Вереса, против Каталины.

. У нас в России ораторство изменило древнее направление. Оно избрало себе истины высшие, спасительные для человечества, кои были чужды язычникам, и разделилось на духовное и мирское, особенно возвысилось духовное.

  • 1. К какому типу речи можно отнести высказывание Н.Ф. Кошан- ского?
  • 2. Какие топосы [1] использует автор в тексте?
  • 3. Составьте риторическую схему фрагмента.

№ 361.1. Попробуйте себя в области академического красноречия. Для этого составьте историко-стилистический анализ какого-либо параграфа из любого учебника. Дополните информацию учебника сведениями из других источников (энциклопедий, справочников, Интернета). Выступите с докладом перед аудиторией.

2. Оцените, как слушали вас сокурсники. Удалось ли вам добиться ораторского успеха или вы смогли только «озвучить» письменный источник?

№ 362.1. Лектору всегда важна связь с аудиторией. Проведите анкетирование ребят, слушающих ваше выступление. В анкету включите оценочные вопросы. Например:

  • 1. Что понравилось, что не понравилось?
  • 2. Насколько полно, ясно, логично удалось изложить материал?
  • 3. Что можно сказать о его расположении, о выбранных речевых средствах выразительности? и т.д.
  • 4. Сформулируйте вопросы так, чтобы ответы на них были краткими, но в то же время емкими и информативными.

И. Проанализируйте результаты анкеты и напишите аналитическую работу.

№ 363. Подготовьте выступление на тему «Место России в современном мире». К какому роду красноречия будет относиться ваше выступление? Какие мысли вы выскажете в своей речи? Какой способ демонстрации изберете? Какие аргументы?

Составьте схему своей речи. Проверьте содержание на соблюдение законов логики. Продумайте связки между частями. Чем определен выбор стилистических фигур? Отредактируйте свой текст, представьте его слушателям.

№ 364. Прочитайте речь А.Н. Островского на ужине, организованном артистами в честь драматурга в 1867 г. Выполните задания.

Господа артисты! Я очень высоко ценю и очень глубоко чувствую честь, которую вы мне делаете. В самой ранней молодости, когда я еще ничего не писал для сцены, любовь к драматическому искусству и еще неясно сознаваемое призвание сблизили меня с артистами, и с тех пор я провел с ними двадцать лет в приятном и непрерывном собеседничестве. Общие успехи нашего дела более и более роднили нас. Не посторонним, холодным зрителем, а с сочувствием близкого, родного глядел я на успехи возникающих талантов наших, и в то время, как для публики явилась новая театральная знаменитость, я приобрел большей частью нового друга. Господа, я горжусь тем, что на сцене я имею и имел самых лучших, самых преданных друзей; одних я уже проводил в могилу, другие до сих пор украшают наши театры.

Настоящее выражение вашего сочувствия ко мне, господа, дорого для меня как взаимность, как ответ на мою любовь к артистам. Я радушно и доверчиво открываю объятия артисту, — вы также радушно открываете мне свои. Одного остается мне желать, — чтобы и вперед, до конца наших дней, мы, как и до сих пор, также вместе, также дружно и любовно делали наше общее дело, соединяя свои труды и способности для процветания родной сцены.

  • 1. К какому роду красноречия можно отнести данный текст? Свой ответ обоснуйте.
  • 2. Укажите стилистические средства, характерные для этого произведения.
  • 3. Выделите все части данного отрывка. Прокомментируйте каждую из них.
  • 4. Укажите топосы, использованные автором.
  • 5. Определите настроение данного текста. Назовите средства выразительности.

№ 365. Прочитайте речь А.Ф. Кони «Федор Михайлович Достоевский». Выполните задания.

Я просил нашего председателя разрешить мне выйти из пределов программы заседания Юридического общества, чтобы сказать несколько слов в память человека, перед гробом которого было пролито в эти последние дни столько искренних слез.

Три вопроса возникают перед человеком, который, познакомясь в теории с уголовным правом, впервые касается на практике обширной и темной области, действий, называемых преступлением. Прежде всего является вопрос о живом содержании преступления, — не как отвлеченного понятия о нарушении норм, а как конкретного, осязательного действия. Теория дает общие положения, указывает руководящие начала, определяет состав каждого преступления, — но его сокровенное содержание не вмещается в ее рамки. Совокупность влияний, порождающих преступление, и та внутренняя борьба, которая должна проходить в человеке между волею и страстью, между совестью и влечением, прежде чем он решится на роковой шаг, — ускользают от теории. Она может наметить лишь стадии развития преступления. И вопрос о внутреннем содержании преступления, о том, каким образом порочная наклонность, ложная идея победили и страх наказания, и привычку подчиняться условиям общественного быта, — остается открытым перед юристом, в помощь которому является одна теория права. Она указывает ему на преступление как на проявление вражды против общественного порядка и по большей части оставляет его с неизбежным жизненным вопросом о том, как дошел враг до того, чтобы сделаться таковым.

Читайте также:  Что за гель для вызова родов

Судьба благоволила к нашему развитию в этом отношении. Она нашла человека, который сумел дать именно такой ответ, она дала нам Федора Михайловича Достоевского.

  • 1. Определите род красноречия.
  • 2. Выделите части речи.
  • 3. Каково ваше отношение к той мысли, которую высказывает автор?

№ 366. Прочитайте речь С.Н. Булгакова «Жребий Пушкина». Выполните задания.

Природный облик Пушкина отмечен не только исключительной одаренностью, но и таковым же личным благородством, духовным аристократизмом. Он родился баловнем судьбы, ибо уже по рождению принадлежал к высшему культурному слою старинного русского дворянства, что он сам в себе знал и так высоко ценил. Конечно, он наследовал и всю распущенность русского барства, которая еще усиливалась его личным «африканским» темпераментом. При желании в нем легко и естественно различается психология «класса» или сословия, как и обращенность к французской культуре, с ее утонченностью, но и с ее отравой. Величайший русский поэт говорил и мыслил по-французски столь же легко, как и по-русски, хотя творил он только на русском языке. Даром и без труда дана была эта приобщенность к Европе, как и лучшая по тому времени школа, столь трогательно любимый им Лицей. Сразу же после школы он вступил на стезю жизни большого света, с ее пустотой и распущенностью, и спасла его от духовной гибели или онегинского разложения его светлая муза. Пушкину от природы, может быть, как печать его гения, дано было исключительное личное благородство. Прежде всего и больше всего оно выражается в его способности к верной и бескорыстной дружбе: он был окружен друзьями в юности и до смерти, причем и сам он сохранил верность дружбе через всю жизнь.

  • 1. Определите тип речи.
  • 2. Расскажите о своем отношении к великому поэту.
  • 3. Как вы относитесь к рассуждению Булгакова о Пушкине?

№ 367. Прочитайте речь американского президента Ф.Д. Рузвельта «О четырех свободах». Определите тип и цель речи.

В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека.

Первая из них — свобода слова где бы то ни было на свете.

Вторая — свобода религиозных культов везде и всюду на свете.

Третья — свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете.

Четвертая свобода — это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете.

  • 1. Какой вид красноречия называется академическим?
  • 2. В чем особенности духовного красноречия?
  • 3. Какой вид красноречия называется судебным?
  • 4. Что собой представляет социально-политическая речь?
  • 5. В чем особенности социально-бытового красноречия?
  • 6. Какие еще виды красноречия вы знаете?

источник

В армянской классификации нет такого вида красноречия, как военно-патриотическая речь. Между тем образец такой речи, разумеется, в значительной мере домысленной, национального героя Вартана Мамиконяна, но очень характерной для V столетия, дан в книге одного из выдающихся летописцев и писателей Армении V столетняя Егише в его сочинении «История Вартана, и Армянской войны».

Таким образом, та ранняя дифференциация красноречия, о которой говорится здесь, фактически не охватывала всех действительно существовавших видов риторики. Но тем не менее нельзя отрицать, что попытки классифицировать виды красноречия отражали движение к созданию оратороведения. Они имеют не только историческое значение. Некоторые суждения первых теоретиков риторики и в наше время не потеряли своего значения и способны содействовать развитию научного оратороведения.

3. Современная классификация красноречия

Ораторское искусство уже в античности не было однородным. Красноречие стало еще более многообразным в XX столетии и продолжает дифференцироваться в наше время.

Есть еще один особенно существенный аргумент в пользу классификации красноречия. Это – необходимость лучшего понимания ораторского искусства, а значит, дальнейшего его совершенствования. То обстоятельство, что любой вид красноречия есть частное по отношению к общему, то есть ораторскому искусству, вместе с тем вид красноречия действует в своей сфере как общее, поэтому нам необходимо знать его.

Ораторская «речь должна быть определенной не только по своей теме, конкретному содержанию, но и способу изложения, по тому, как она исполняется, по степени эмоциональности и лаже по составу и характеру терминологии. Иначе говоря, те формы и средства освещения темы, которые уместны при изложении, например, отчетного доклада на заседании Думы или профсоюзном собрании, неприемлемы для вузовской лекции; или же стиль чисто агитационной речи был бы вовсе не уместен на научной конференции, посвященной проблемам предмета философии, методологии науки, принципам и основам генерального планирования экономического развития страны, сущности и целям научно-технической революции и других не менее сложных тем. Отсюда следует, что мастерство в красноречии—это овладение спецификой каждого рода и вида ораторского искусства, тем более знание его предмета. По каким же научным принципам мы должны классифицировать красноречие? Думается, что верное толкование причин многообразия ораторского искусства поможет определить сами эти принципы (методологию) его разделения. Речь в данном случае должна идти о диалектическом достоинстве объективных и субъективных факторов развития красноречия. Оно, как уже было сказано, возникло из необходимости публичного продумывания каких-то явлений и проблем, разбора и решения вопросов, имевших общественное значение. ««Такова объективная основа зарождения и прогресса красноречия. Но вопросы, которые становились предметом публичного выступления, никогда не были однородными, не отражали тождественных, а тем более равнозначных по существу и характеру явлений действительности. В одних случаях они отражали остро назревшие политические явления жизни, в других – касались быта или нравственности, в третьих – были предметом судебного разбирательства и т.д. В одних случаях публичная речь была предварением определенных решений и затем практических действий, а в других -носила познавательный характер и имела сугубо теоретическое, прогнозирующее. и даже гипотетическое значение. Сама действительность – то решающее обстоятельство, которое дает основание утверждать: в красноречии не может быть одинакового отношения к явлениям мира.

Перейдем к самой классификации ораторского искусства, как она нам представляется. Начнем с самих терминов «ораторское искусство» и «красноречие».Первый из них — античного происхождения и означает публичную речь, то есть слово, обращенное к массе люден. В античные времена не любой публично выступавший с речью заслуживал титула «оратора». Что же касается второго термина – «красноречие» (или «краснословие»), – то он чисто русского происхождения и означает говорить привлекательно, красиво, красно, убедительно (см. «Толковый словарь» Вл. Даля).

Пользуясь терминами «ораторское искусство» и «красноречие», мы подразумеваем одно и то же: они -синонимы. Между тем А. Ф. Кони проводил определенную грань между ними, писал, что под красноречием надо «разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений». Что же касается ораторского искусства, то оно, как считал Кони, есть умение говорить грамотно, убедительно. Ораторству можно учиться, а красноречие – природное дарование, развиваемое трудом, – таково убеждение этого блестящего практика и теоретика красноречия.

Не вдаваясь пока в разбор взаимосвязи приобретаемых знаний и природного дара в искусстве публичного слова, мы хотим сказать, что «ораторство» и «красноречие» означают сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Переходя к родовой и видовой классификации рассматриваемой общественной практики, попробуем представить ее схематически или в виде таблиц.

А. Род красноречия Б. Вид красноречия
I. Социально- политическое красноречие Отчетный доклад на собрании (конференции, съезде). Доклад на социально- политические и политико-экономические темы Политическая речь. Дипломатическая речь. Военно-патриотическая речь. Политическое обозрение. Митинговая речь. Агитаторская речь.
II. Академическое красноречие Лекция вузовская. Научный доклад. Научный обзор. Научное сообщение или информация
III. Судебное красноречие Прокурорская, или обвинительная, речь. Общественно-обвинительная речь. Адвокатская, или защитительная, речь. Общественно-защитительная речь. Самозащитительная речь обвиняемого.
IV. Социально-бытовое красноречие Юбилейная, или похвальная, речь. Застольная речь — тост. Надгробное слово, или поминальная речь.
V. Богословско-церковное красноречие Проповедь. Речь на соборе.

Порядковая последовательность здесь аргументируется той ролью, которую перечисленные роды и виды красноречия играют в общественной жизни. Как видно из этой таблицы, род в ораторском искусстве — это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ н форма монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, то оп в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи. Причем в первых двух родах красноречия их предметы (тематика) не всегда поддаются четкой разделительной характеристике.

Предмет судебного красноречия, как правило, отличается от тематики, а тем более от ближайшей цели первых двух родов ораторского искусства. Это же нужно с еще большей определенностью сказать о предмете – тематике и проблематике, а также о ближайших целях социально-бытового и особенно богословско-церковного красноречия. Что же касается форм, в которых воплощаются роды, а в них – соответствующие виды (жанры) красноречия, то при том общем, в чем они сходятся между собой, в каждом виде ораторского искусства они проявляются с достаточной определенностью.

Каковы же особенности видов ораторского искусства в пределах каждого его рода?

Доклад является публичным выступлением на экономические, социально-политические, культурно-просветительные, этико-нравственные, бытовые темы и на темы научно-технического прогресса. В таком выступлении ставятся и решаются назревшие задачи в той или иной области жизни и нередко преследуются практические цели и задачи. Поэтому доклад содержит рекомендации, подсказывает решение более или менее определенно сформулированных задач, а иногда становится и руководством к действию.

Доклад отчетный – речь, в которой официальное лицо отчитывается перед уполномоченным собранием о проделанной работе, анализирует и оценивает ее результаты. Такое выступление носит официальный характер. В нем меньше всего агитации и даже пропаганды. В таком докладе одновременно говорится о предстоящей деятельности и соответственно формулируются новые задачи. Его содержание не только. обсуждается, но и может корректироваться в каких-то частях, одобряется и нередко принимается как программа к действию. Отчетный доклад – не индивидуальное, а коллективное творчество, представляемое в виде читаемого текста. В таком докладе, как правило, не бывает экспромтов или импровизаций, вполне правомерных и уместных, а порою необходимых в других видах красноречия. Доклад отличается продуманностью и строгой аргументированностью всех его разделов и положений, предельной деловитостью (практической направленностью), ясностью выводов и обоснованностью рекомендаций, а также содержащихся в нем призывов.

Известен еще один жанр социально-политической речи – слово по текущим, нередко повседневным, вопросам. Оно произносится при обсуждении какого-либо вопроса в прениях. Ограниченная, как правило, 5–10 минутами, такая речь предельно сжата по объему изложения, но конкретна и деловита. Описания в таком выступлении, как правило, исключены. Полемичность или критическая направленность – характерные ее особенности. Она не имеет самостоятельного значения, понятна лишь в связи с обсуждаемым вопросом. Но и в таком кратком слове опытный оратор блеснет и глубиной мысли, и остроумием, и выразительностью своей речи.

источник

Риторика. Роды и виды риторики

1. Риторика как наука и как искусство.

«Товарищи! Я сейчас из камеры народного судьи! Разбиралось необычное дело: дети убили свою мать. В свое оправдание убийцы сказали, что мамаша была большая дрянь. Но дело в том, что мать все-таки была поэзия, а детки – имажинисты». Так начал одно из своих блестящих выступлений В.В. Маяковский – не только большой поэт, но и талантливый оратор, он мастерски владел словом и виртуозно – голосом. Маяковский умел держать зал в напряжении, мог заставить негодовать, восхищаться, смеяться. Его выступления – не скучный утомительный доклад о поэзии, а зажигательная речь, искрометная беседа, живой диалог. Публика ценила это, поэтому мест в зале всегда не хватало.

Искусство красноречия ценилось во все времена у всех народов. «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, – одним словом, красиво», – утверждал великий оратор древности Цицерон.

Русский оратор М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» добавлял: «Красноречие есть дар сотрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

Не умея владеть речью, трудно добиться успеха на любом поприще: военном, дипломатическом, торговом. Поэтому еще в Древней Греции возникло ораторское (лат.) искусство. Его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское слово «красноречие».

Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня – обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.

Красноречие, как отмечали античные философы, – это способ познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему. Риторика пользуется открытиями и достижениями многих наук. Она опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки. Риторика – это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать. Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.

Риторика – это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.

Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны.

В V в. до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом в таких государствах было народное собрание. Публично проходили и суды. Количество судей, например, в Афинах составляло 500 человек. Каждый гражданин мог выступить в качестве обвиняемого и защитника. Были приняты выступления на праздниках, юбилеях, поминках. Так красноречие становилось необходимостью.

Читайте также:  Занятия спортом после родов когда начинать отзывы

Появляются платные учителя-софисты (греч. мудрец), обучавшие красноречию желающих и составлявшие для них речи. Софисты прекрасно владели всеми формами ораторского искусства, законами логики, умением воздействовать на аудиторию. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. Задача софиста – научить сделать слабое мнение сильным, признать малое большим. Одно и то же уметь и порицать, и восхвалять.

Против софистов выступал древнегреческий философ и оратор Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.). Для Сократа истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Он утверждал, что, прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. Он указывал, как должна быть построена речь: на первом плане – вступление, затем следуют изложение, доказательства и выводы.

Эти мысли Сократа были развиты его учеником Платоном (ок. 427–347 гг. до н. э.) в работах «Софист», «Федр» и др.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил свои мысли о красноречии в «Риторике», состоящей из 3-х книг. Он много внимания уделял стилю. Требования Аристотеля к стилю: ясность, доступность, изящество, благородство.

Ораторы так ценились, что знаменитый историк Плутарх составил жизнеописания великих ораторов древности. Например, Демосфен, рассказывает он, сделал себе специальное помещение, куда каждый день спускался укреплять голос и отрабатывать приемы. Иногда он по три месяца не выходил оттуда. Для этого нарочно он выбривал полголовы. Невнятный шепелявый выговор Демосфен старался исправить, набрав в рот камешков, голос укреплял, разговаривая на бегу или поднимаясь в гору. Жесты отрабатывал перед большим зеркалом. Так он стал знаменитым оратором и доказал, что ораторами не рождаются, а становятся.

Культуру Древней Греции воспринял Рим. Расцвет римского красноречия приходится на I век н. э. Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства был Марк Тулий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.). Он ставил перед оратором следующие задачи: доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов, доставить слушателям удовольствие, воздействовать на их волю и поведение, побуждать к действию. Оратор должен найти что сказать, расположить все по порядку, придать нужную словесную форму, утвердить все в памяти, произнести.

В средние века ораторами становились, как правило, деятели церкви. Постепенно начинается закат риторики. Расцвет ее отмечался лишь в периоды европейских революций.

На Руси красноречие почиталось и использовалось русскими князьями, священниками, торговым людом. До наших дней дошли прекрасные образцы устной и письменной публичной речи в таких произведениях древнерусского искусства, как «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, переписка Ивана Грозного с князем Курбским, в страстных монологах Максима Грека.

Первым автором русской риторики считается митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (ум. в 1626 г.). В начале XVIII в. Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение. Первый учебник на русском языке, написанный М.В. Ломоносовым, назывался «Краткое руководство к красноречию». Ломоносов определял риторику как науку о письменной и устной речи и выделял риторику, ораторию, поэзию. Известны интересные труды И.С. Рижского, Н.В. Кошанского, М.М. Сперанского и др.

Характерной особенностью русской риторики было деление на общую и частную. Общая изучает законы, присущие всем произведениям, частная занимается исследованиями особенностей каждого рода произведений.

Во второй половине XIX в. начинается упадок риторики и в России. В этот период известно судебное красноречие. Всеобщий интерес вызывали выступления таких юристов, как А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

После Октября 1917 г. делается попытка возродить риторику. Революцию надо было защищать не только оружием в бою, но и словом. Блестящими ораторами были Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин, A.B. Луначарский. В дальнейшем, кроме пропагандистских и лекционных форм, ораторское искусство не получает развития, сводясь к отчетным докладам на съездах и всевозможных совещаниях.

Вновь интерес к публичной речи, к ораторскому мастерству возрождается в 80-е годы двадцатого столетия. Многопартийная система, предпринимательская деятельность, необходимость выступлений в парламенте привели к возникновению неориторики. Современная риторика учит не только красиво и убедительно говорить, но и защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, узнавать случаи обмана или манипулирования. Неориторика учитывает возможности национальных языков и базируется на языковой и понятийной картинах мира. Риторика сегодня – это способ гармонизации интересов говорящего и слушающего.

Каждое выступление соответствует своей ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В ораторской деятельности выделяют отдельные роды и виды.

Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие.

В зависимости от целевой установки выделяют следующие типы речи: развлекательную, информационную, убеждающую, призывающую, воодушевляющую.

Социально-политическая речь в России была развита слабо. Известны речи полководца A.B. Суворова, революционера М.А. Бакунина, политика П.А. Столыпина и др.

Расцвет социально-политической речи начался в период демократических преобразований в 80–90 гг. XX столетия, в период споров о судьбе России.

Ее особенности – актуальность, убедительность, полемичность, страстность. К социально-политическому красноречию относятся выступления на политические, этико-нравственные темы. Самый распространенный вид – доклад. Он строится по определенной схеме: во вступлении дается обзор темы, краткая характеристика проблемы, предлагаются вопросы для обсуждения. Основная часть освещает вопрос глубоко и полно, анализирует, называет просчеты и отмечает достижения, заключение подытоживает, подводит к перспективам, намечает возможные пути для реализации проектов и решений.

Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством пропаганды научной мысли, передовых научных идей.

К числу выдающихся ученых-ораторов относятся физик Л.Д. Ландау, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев и др.

Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.

Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность. Говорить просто о сложном – вот задача, которую должен ставить перед собой лектор. Вторая задача – научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Судебное красноречие – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы 1864 г., когда слушание дел стало гласным. На процессах могли присутствовать журналисты и просто любопытные.

Выдающиеся судебные ораторы прошлого – В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони.

Судебная речь должна формировать определенные нравственные позиции у суда и слушающих. Цель судебного процесса – законный обоснованный приговор. Выяснить, доказать, убедить – составляющие судебной речи. Особенности судебной речи – знание психологии, социальных проблем, полемичность, предварительная обусловленность содержания, официальность и итоговый характер речи.

В судебном красноречии выделяют речь защитника и обвинителя. Предметом спора является квалификация преступления, которая определяет вид и меру наказания. В судебных речах отражается общественно-политическое значение дела, дается характеристика личности подсудимого. Также раскрываются причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Судебные речи должны быть интересны, ярки, написаны правильным литературным языком, логичны и доказательны.

Образцом высокого слога могут служить речи Ф.Н. Плевако.

«Покойный был борцом за права, за честь; покойный спасал обвиняемых, защищал сирого и обиженного. Так неужели ему нужна тризна, неужели ему приятнее слезы осужденного, как благоухание кадильника?

Нет, иную услугу хотелось бы оказать ему, иное слово, чем беспощадное обвинение, хочется услышать в помянные дни по нем».

Социально-бытовая речь самая распространенная. В настоящее время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. Традиции социально-бытовой речи в России восходят к придворному красноречию XVIII в. Для придворного красноречия было характерным использование сравнений, метафор, образность и витиеватость. В XIX в. слог меняется, становясь все более свободным и простым. В настоящее время сложились традиции произнесения социально-бытовой речи с использованием определенных речевых клише.

«В этот праздничный день разрешите мне по поручению нашего коллектива от всей души поздравить уважаемого Ивана Ивановича с днем рождения и пожелать ему долгих лет жизни, здоровья и плодотворной работы».

Духовное (церковно-богословское) красноречие имеет в России давние традиции. В Киевской Руси выделяли два его подвида: дидактическое, имеющее целью наставление, поучение, и панегирическое, торжественное, посвященное торжественным событиям или датам. Проповедники Древней Руси избирали для своих проповедей философские, политические, нравственные темы. Известны проповеди Кирилла Туровского – XII в., Тихона Задонского – XVIII в., патриарха Московского и всея Руси Пимена – XX в. и др.

Особенностью духовного красноречия в России является осмысление истории, элемент воспитания, обращение к внутреннему миру человека.

Духовное красноречие изучает специальная наука – гомилетика.

Роды красноречия не замыкаются в себе, между ними нет четких границ, часто они переплетаются по тематике.

Рекомендуемые для обсуждения темы и задания

1. Риторика и ее задачи в настоящее время.

2. Подобрать или самостоятельно подготовить примеры, относящиеся к различным видам и родам красноречия.

источник

Основные особенности развития красноречия. Ораторские способности – умение говорить красиво, чётко, лаконично и убедительно. Изучение классификации красноречия, рассмотрение ранних произведений ораторского искусства. Виды устной речи: лекция, беседа.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Киевский Национальный университет культуры и искусств

Кафедра «Рекламы и связи с общественностью»

Красноречие — от русского «красный», т.е. красивый и речь. Ораторские способности — это умение говорить красиво, чётко, лаконично и убедительно. Существовали различные произведения ораторской искусства какой — либо эпохи или сферы жизни. «Язык так же древен, как и сознание» С появлением языка появилось и красноречие — ораторское искусство.

Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством — с другой. Показательна, например, книга «О возвышенном», автор которой неизвестен. В ней риторика занимает преимущественное место и трактуется как наука о слове вообще и в первую очередь — о поэзии, прозе и красноречии. В трактовке анонимного автора, ритор — это и поэт, и мастер слова — оратор. Книга «О возвышенном» свидетельствует о том, что в античности риторике обучались как поэты, так и ораторы, Последние охотно прибегали к чисто поэтическим приемам, чтобы усилить выразительность своей речи.

В высказываниях других античных мыслителей можно встретить также уподобления риторики живописи, скульптуре и даже архитектуре. Но такие высказывания весьма редки и часто неубедительны. Чаще же всего ораторское искусство рассматривалось как родная сестра поэзии и сценического искусства. И если, например, Аристотеле в «Риторике» и особенно в «Поэтике», сравнивая красноречие и поэзию, находил нечто общее между ними, то Цицерон в своих публичных выступлениях прибегал к актерским приемам.

В позднейшие времена также устанавливались связи между ораторским искусством и поэзией, между красноречием и актерским творчеством. Например, М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к риторике на пользу любителей красноречия» первостепенное значение придавал именно художественным компонентам публичной речи. Красноречие, по определению Ломоносова, означает сладкоречие» («красно говорить»). Этим оно «превышает многие искусства», отличается чистотой «штиля», великолепием и силой слова, живо представляющего описываемое, как бы изображающее и поэтому возбуждающее человеческие страсти.

Возбуждать и утолять страсти — такова, по утверждению великого ученого, первейшая обязанность оратора. В современной литературе можно встретить сопоставления ораторской речи и поэзии ( Асеев «Кому и зачем нужна поэзия?», Афонин «Искусство художественного слова» и др.)Что же дает основание для таких сопоставлений и аналогий?Конечно, прежде всего то, что художественное творчество вообще, как и красноречие, будучи видом его, относится к сфере духовной жизни, являясь определенной формой идеологической и — шире — культурной деятельности. Как поэзия и театр, так и ораторское искусство есть созидание духовных ценностей. Все виды эстетического труда и красноречия по своему существу идеологичны, хотя, конечно, в разной степени и форме выражения.

Другое обстоятельство — условность. Она — исторически сложившаяся форма (способ) художественного отражения жизни, как правило, предельно дифференцирующаяся по видам и даже жанрам искусства. К тому же художественная условность всегда национальна, своеобразна и самобытна.

Что же касается красноречия, то условность в нем применяется опять-таки весьма ограниченно, и то исключительно в образности, стиле, манерах, а также жестах и мимике оратора. Предмет же красноречия, как и его конкретное содержание, всегда вполне реален. И говорится ли об этом предмете конкретно или в отвлеченной форме — все равно речь не может быть условной по существу.

Красноречие отличается от собственно искусства и тем, что в нем, как правило, не бывает художественного образа как основной формы воплощения ораторской мысли. В поэзии слово обязательно образно, метафорично и воплощает видимое или конкретно чувствуемое, так или иначе эмоционально переживаемое. В публичной речи мысль (идея) выражается в понятиях и определенных теоретических положениях, раскрываемых суждениями и доказательствами, умозаключениями и другими логическими категориями.

Еще одно обстоятельство — отношение к слову. В поэзии оно не только выразительное средство, но нередко и предмет поэтического обыгрывания в инструментовке стиха, в рифмованин — внутреннем и внешнем, в обеспечивании определенной образной повторности и музыкальности. Правда, не каждому поэту дается такое «обыгрывание», но оно правомерно в лирическом творчестве, в искусстве поэтического слова. В красноречии такое обыгрывание исключается совершенно.

Красноречие, будучи живым процессом, состоящим из двух стадий, едино по своему творческому характеру. Первая стадия может быть названа временем ораторского замысла, его вынашивания, продумывания идеи и темы, а тем более конкретного содержания предстоящего выступления, его конспектирования. Вторая стадия — это уже реальное воплощение замысла и темы ораторской речи — ее публичное исполнение. Как на первой, так и на второй стадиях оратор целиком предоставлен самому себе, и его труд составляет единство первичного и вторичного творчества. В своей работе истинный оратор самостоятелен и в известной меря оригинален от начала и до конца.

Если повнимательнее вчитаться в то, .что говорили или писали Платон и Аристотель в упоминавшихся трудах о риторике, то не так уж трудно будет заметить, что красноречие они рассматривали в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений жизни. В некоторых суждениях этих мыслителей даже исчезают грани между толкуемой риторикой и собственно наукой.

Читайте также:  Сонник к чему снится беременность роды женщине

Короче говоря, традиционное понимание красноречия как вида искусства, а нередко и .словесности никого не должно вводить в заблуждение. Искусство и научность составляют сложный синтез двух относительно самостоятельных способов воздействия на людей. И если мы остановились на том, что дает основание характеризовать красноречие как искусство, то лишь потому, что это мнение весьма популярно, а главное, не одному современному слушателю, хочется в красноречии видеть прежде всего искусство — творчество в высшем его выражении, способное увлечь и заразить эмоционально любого слушателя.

В отличие от актера оратор всегда один с аудиторией. Она может состоять из двух — трех десятков людей, но в большом и переполненном зале могут находится сотни людей. Тем не менее лектор или докладчик должен одинаково свободно вести себя и с одинаковым успехом держать слушателей в своей власти. Конечно, актеру также приходится оставаться наедине со зрительным залом, но в редких случаях и на считанные минуты заданного драматургом и режиссером монолога. Менять монолог, как и отказаться от намеченной и заранее отрепетированной мизансцены, он не может. Оратор же с самого начала и до конца своего выступления один перед массой людей. Он обязан приковать аудиторное внимание к себе, порою меняя какие-то частности в своем выступлении, импровизируя мыслями и чувствами, повторяя трудные положения речи, прибегая к шуткам и т.д.

Отмечая основные отличия красноречия от поэтического и актерского творчества, мы вовсе не стремимся утверждать, что быть талантливым оратором труднее, чем одаренным поэтом и актером. Мы хотим лишь разобраться в основных особенностях красноречия как общественного явления, высказывая, может быть спорные мысли. Устанавливая сходные черты между поэзией и ораторским искусством, мы стремимся лишь доказать, что красноречие есть вполне самостоятельное творчество, имеющее свою специфику. Попытаемся охарактеризовать и оценить ее, рассматривая ораторское искусство дифференцировано.

Разнообразие риторики осознавалось еще в Древней Греции, где она различалась по видам. Основными из них считались:

· политическая или совещательная речь

· торжественная или эпидектическая речь.

Такое видовое разделение риторики было чисто эмпирическим, пожалуй, даже эмоциональным, нежели вполне логически обоснованным. Даже гениальный Аристотель, в любом явлении доискивавшийся до самых глубин и узнанное обобщавший в определенных теоретических положениях, в своей «Риторике» также не дал глубокой классификации видов красноречия. Как уже отмечалось, он различал не виды а стили заранее написанной и произносимой (выученной наизусть) речи. Первое, писал он, точна, но суха, лишена аффектов, а вторая, то есть не писанная, о свободно исполненная речь- наиболее актерская, т.е. творческая. Причем о стиле этой речи Аристотель писал, что бывает два ее вида: «один передает характер, другой — аффекты …» Автор «Риторики» далее отмечал неуместность сценических приемов при чтении писанной речи, но они пригодны для живой речи. Аристотель не пояснял, что он подразумевал под «сценическими приемами», но можно допустить, что имелись в виду ораторский жест, мимика, интонация голоса. Действительно, как показывает опыт, внешнее, в том числе в какой-то мере изобразительные проявления ораторского состояния (жестикуляция) естественными кажутся именно в развертывающейся речи, а не при чтении заранее написанного текста публичного выступления.

Дифференциацией античного красноречия занимался также Цицерон. В труде » Об ораторе» он писал, что «существует природа красноречия», и связывал их с типами самих ораторов. Какие же это роды? Прежде всего «ораторы велеречивые с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружие готовые трогать и обращать сердца — и этого они достигали с помощью речи резкой, строгой, суровой, не отделанной и не закругленной, а иные, напротив, — речью гладкой, стройной, и законченной». Другой род «или группа» ораторов, писал Цицерон, это ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной , так сказать, и сжатой речи». Между этими двумя родами (группами) ораторов, утверждал Цицерон , есть еще один род — «средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых: он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другую сторону, близок им обоим, или, вернее говоря, скорее не причастен ни тому, ни другому». Иначе говоря, Цицерон требовал соответствия формы ( стиля, как он писал) и предмета, а значит, содержания — ораторской речи. И это положение, как это очевидно для непредубежденного человека, не противоречит научному подходу к сущности красноречия. Однако цицероновская классификация ораторского искусства идеалистична, так как в ней фактически игнорируется предмет красноречия. Согласно цицероновской концепции, не предмет и тема публичной речи определяют ее характер, ее видовую особенность, а сама манера( стиль) этой речи играет решающую роль для ее предмета. Кроме того, Цицерон исходил не из объективно сложившихся форм и приемов риторики, а из личности оратора.

Какова личность оратора? Яркая, темпераментная, талантливая или малоодаренная, замкнутая? Эрудированная или дилетантская? Разумеется, успех любого публичного выступления определяется знаниями, талантом и мастерством оратора. Но в одном стиле он будет говорить, выступая с лекцией, например, о конституционном устройстве государства, в другом — в судебной речи или «надгробном слове», если иметь ввиду наиболее распространенные виды красноречия цицероновских времен. тема и назначение, форма и даже состав аудитории, а они — факты объективного характера — обязывали оратора не только в ту пору, но и намного раньше выступать по-разному, действовать в духе каждого вида красноречия. Талантливость и мастерство между прочим сказывались в том, что говорящий продумывал и затем произносил свою речь, во-первых, строго исходя из предмета: характера, объема, конкретного содержания и направленности темы; во-вторых, также строго учитывал состав аудитории, целевое назначение собрания, на котором он, оратор, держал речь.

Немало интересного содержат труды мыслителей и летописцев Армении V-VI столетий. Начиная уже с создателя армянской письменности и одного из выдающихся первых просветителей этой страны Месропа Маштоца деятели этой эпохи рассматривали красноречие в ряду других видов искусства, выделяя при этом силу слова, носителя мысли и красоты. В «Истории Армении» Фавстоса Бюзанда, «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци и у других летописцев и ученых того времени приводятся образцы речей, в которых именно красота мысли и воплощающего ее слова выделяются как специфические признаки действительности ораторского искусства. В древнеармянской классификации красноречия особый интерес представляет «Определения философии», труд выдающегося армянского философа VI века Давида Анахта (Непобедимого). Отражая достигнутый уровень философской мысли и логической культуры, это сочинение сыграло существенную роль в развитии любомудрия в Армении, ее теоретических знаний. Это сочинение в данном случае ценно тем, что содержит одну из самых ранних, наиболее полных и, главное, аргументированных классификаций познания: теоретического и опытного. Анахт писал — и это было серьезным достижением армянской философии, — что все существующее может быть разделено, определено, анализировано и доказано. Тем самым подводилась определенная методологическая база под классификацию теоретического знания и практики, выдвигались принципы в которых нетрудно усмотреть элементы материализма.

Не останавливаясь на других фактах античной и более поздней дифференциации ораторского искусства, следует отметить, что в ней, в частности в армянской классификации, не найти определения церковно-богословского красноречия, хотя, например, христианская проповедь к V-VI векам уже накопила порядочный опыт и выдвинула не одного видного ритора. Среди них первое место в Армении занимает воинствующий богослов, мыслитель и поэт, ставший католикосом, главой церкви, Иоанн Мандакуни. Его речи в свое время имели большое влияние на общественное сознание и оказывали сильное противодействие росту светской идеологии и материалистических тенденций.

Таким образом, та ранняя дифференциация красноречия, о которой говорится здесь, фактически не охватывала всех действительно существовавших видов риторики. Но тем не менее нельзя отрицать, что попытки классифицировать виды красноречия отражали движение к созданию оратороведения. Они имеют не только историческое значение. Некоторые суждения первых теоретиков риторики и в наше время не потеряли своего значения и способны содействовать развитию научного оратороведения.

Ораторское искусство уже в античности не было однородным. Красноречие стало еще более многообразным в XX столетии и продолжает дифференцироваться в наше время.

Есть еще один особенно существенный аргумент в пользу классификации красноречия. Это — необходимость лучшего понимания ораторского искусства, а значит, дальнейшего его совершенствования. То обстоятельство, что любой вид красноречия есть частное по отношению к общему, то есть ораторскому искусству, вместе с тем вид красноречия действует в своей сфере как общее, поэтому нам необходимо знать его.

Ораторская «речь должна быть определенной не только по своей теме, конкретному содержанию, но и способу изложения, по тому, как она исполняется, по степени эмоциональности и лаже по составу и характеру терминологии. Пользуясь терминами «ораторское искусство» и «красноречие», мы подразумеваем одно и то же: они -синонимы. «Ораторство» и «красноречие» означают сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Переходя к родовой и видовой классификации рассматриваемой общественной практики, попробуем представить ее в виде таблицы

I. Социально- политическое красноречие

Отчетный доклад на собрании (конференции, съезде).

Доклад на социально- политические и политико-экономические темы

источник

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII–XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия:

1)придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства;

2)духовное (церковно-богословское);

3)военное красноречие – обращение полководцев к солдатам;

4) дипломатическое;

5)народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.

Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации:

К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей – военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой – юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на съезде), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:

V. духовное (церковно-богословское).

Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков являютсявиды или жанры.Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

I.К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

II.Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического созна­ния

III. Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса – вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная речи.

IV.К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая.

Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям. Таковым является «Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755-го года» М. В. Ломоносовым. Это светская речь, выдержанная в торжественном стиле. Сначала Ломоносов восхваляет Елизавету, вступившую на престол после смерти Петра I, а затем оратор говорит о Петре I, отмечая его заслуги, обрисовывая облик императора. В таком же стиле М. В. Ломоносов произнес «Слово похвальное Государыне Императрице Елизавете Петровне» 26 ноября 1749 г.

В XIX в. подобная пышность слога утрачивается. Для речей такого рода, как представляется, характерны не жесткий план изложения и освещение разных сторон личности, причем только положительных сторон. Это панегирик.

V.Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

В ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, или поучительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, гордыня. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Образцы духовного красноречия – «Слово о законе и благодати» Иллариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.), Симеона Полоцкого (XVII в.), Тихона Задонского (XVIII в.), митрополита Московского Платона (XIX в.), Митрополита Московского Филарета (XIX в.), Патриарха Московского и всея Руси Пимена (XX в.), митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (XX в.).

источник