Меню Рубрики

Психика и роды под ред айламазяна

Читать онлайн «Ребенок от зачатия до года» автора Царегерадская Жанна Владимировна — RuLit — Страница 79

Просмотр видеоматериалов. Если в клубе или центре используются видеоматериалы о родах, значит идет откровенное программирование участниц занятий дородовой подготовки на определенный тип родов и женщины впоследствии будут стремиться повторить увиденный образец. Усвоение такого стереотипа особенно опасно для первородящих. Пытаясь уподобиться увиденному образцу, они могут нарушить естественное течение собственных родов.

Связь с медициной. Если центр или клуб афиширует свои связи с медициной, представляет медицинскую лицензию, значит, он идет по линии медицинской подготовки к родам и невольно преследует цель сделать женщину удобным пациентом для врачей. Если клуб или Центр дородовой подготовки заявил о своих связях с медициной — они не будут отстаивать права матери и ребенка.

Групповые занятия с грудничками. Согласно правилам эпидемиологической безопасности нельзя собирать в группу более двух матерей на руках с грудными детьми. Если в Центре проводятся групповые занятия, куда привлекают мам с грудничками (возраст от рождения до 3 лет), это означает, что руководители Центра или клуба не располагают элементарными знаниями о гигиене и о поведении грудных детей, а также не заботятся о здоровье и удобстве своих клиентов. Занятия с детьми до 2 лет проводятся только индивидуально на дому.

Айламазян Э.К. Роды в воде// Журнал акушерства и женских болезней. 1999. № 3-

Психика и роды/ Под ред. Айламазяна Э.К. — СПб: АОЗТ «Яблочко СО», 1996-126 с.

Бертин А Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях — СПб.: МНПО «Жизнь», 1992. — 32 с.

Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. — М.: «Знание», 1991. 224 с.

Винникотт Дональд Вудс. Маленькие дети и их матери. — М.: «Независимая фирма «Класс», 1998. — 80 с.

Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка. — СПб.: «ФОЛИАНТ», 1998. — 272 с.

Гаряев П.П. Волновой геном. — М.: «Общественная польза», 1994 г. — 280 с.

Гроф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993- — 504 с.

Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. — М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993. — 123 с.

Дик-Рид Г. Роды без страха. — СПб.: «Питер», 1996. — 384 с.

Джохансон Д., Иди М. Истоки рода человеческого. — М.: «Мир», 1984, 295 с.

Жарикова Ж.В. Будущей маме о беременности и жизни до рождения. — М., 1996. — 61 с.

Мулдашев Э. От кого мы произошли? — М.: ЗАО «АРИА-АиФ», 2000. — 448 с.

Оден М. Возрожденные роды. — М.: ЦРК «АКВА», 1994. — 136 с.

Серз Уильям, Серз М. Ваш ребенок. — М.: «Крон-пресс», 1994. — 736 с.

Серз У., Серз М. Мы ждём ребёнка. — М.: «Крон-пресс», 1998. — 352 с.

Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. — М.: Независимая фирма «Класс», 1995. — 272 с.

Сэведж Ф. Кинг. Помощь матерям в кормлении грудью. — // WHO\CDR\95.8. M, 1995. — 171 с.

Фатеева Е.М., Цареградская Ж.В. Грудное вскармливание и психологическое единство «мать-дитя». — М.: «АГАР», 2000. — 184 с.

Цареградская Ж.В. Перинатальная психология. — М., 1999- — 134 с.

Цареградская Ж.В. Успешное грудное вскармливание. — М., 2001. — 31 с.

Цареградская Ж.В. Уход за младенцем: учимся у прабабушек// Наш малыш, 1998. №7. С. 44-46.

Цареградская Ж. В. От месяца к месяцу// Наш малыш, 1998.№ 12. С. 25.

Цареградская Ж. В. От месяца к месяцу// Наш малыш, 1999. № 1. С. 29.

Цареградская Ж В. Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей грудного возраста// Наш аист, 1998. № 7. С. 2.

Цареградская Ж В. Сразу надевайте ползунки// Семейный доктор, 1997. № 8. С. 34.

Цареградская Ж. В. О значении стресса для развития ребенка раннего возраста//Наш аист, 1998. № 10. С. 2.

Швейцар И. Забота о ребенке. — Прага: Изд-во медицинской литературы «Авиценум», 1990 г. — 322 с.

Кормление детей первого года жизни: физиологические основы // научный журнал, Бюллетень ВОЗ, Женева. — СПб: Изд-во «Гиппократ», 1997 г. — 120 с.

Ваш ребенок от рождения до трех лет// Итоги, спец. выпуск, 1998. № 2. Учебное издание

источник

Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н. Васина. — М.: Изд-во УРАО, 2005 С.38 — 41

Последние десятилетия ознаменованы большим интересом к вопросам перинатальной медицины. Следует отметить, что формированию целостных представлений о сложнейших механизмах различных аспектов репродуктивной функции человека препятствуют дефинитивные барьеры и отсутствие общего естественно-гуманитарного подхода. В связи с этим представляется актуальной попытка уточнения определений, выделения отдельных направлений перинатальной психологии, предмета их исследования. Основным понятием, разные толкования которого во многом определяют объем и характер проводимых в области перинатальной медицины исследований и клинической работы, является перuнатальный период. Традиционно считается, что «перинатальный период — период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного» [17].

Если строго руководствоваться этим определением, то поле внимания исследователей будет значительно суженным, а объектами изучения окажутся только плод, а затем новорожденный. G.J. Craig считает, что перинатология — «новая ветвь медицины» — «рассматривает рождение ребенка не как отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а как длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения» [10]. Таким образом, он расширяет рамки понятия «перинатальный», что согласуется и с этимологией слова: греческая приставка peri- означает «расположение вокруг», «при чем-либо», а латинское пatus — «рождение» [17]. Но в то же время, считая, что предметом изучения перинатологии являются «здоровье, болезни и методы лечения детей во временной перспективе, включающей зачатие, пренатальный период, роды и первые месяцы постнатального периода», G.J. Craig традиционно подходит к изучению онтогенеза ребенка «в отрыве от специфики формирующей его среды, т.е. вне контакта с матерью и вне динамики преобразований, одновременно имеющих место в организме матери»[10]. Под перинатальными процессами целесообразнее понимать все происходящее вокруг рождения, связанное с ним. Многие психологи, врачи практически так и делают. Такое толкование слова «перинатальный» позволяет инициировать в рамках перинатальной психологии не только изучение закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, но и мотивов зачатия, психологии беременных, сложных про­цессов, происходящих в системах «мать-дитя», «семья, ожидающая рождения ребенка», «семья новорожденного» и др. Подобные исследо­вания имеют огромное теоретическое и прикладное значение.

Очевидно, что дальнейшее полноценное развитие перинатологии возможно лишь при условии формирования методологии междисцип­линарных связей, обеспечивающих интеграцию соответствующих био­логических, психологических и социальных направлений исследова­ний. В нашей стране отмечалось явное превалирование развития фи­зиологического, патофизиологического, эндокринологического, неона­тологического, генетического, акушерско-гинекологического, биохи­мического направлений. Исследований в области перинатальной пси­хологии значительно меньше, хотя в последнее время отмечается их заметный рост. Отдельные работы [2; 3; 5; 6; 7; 11; 13; 15; 18; 19; 20 и др.] посвящены психотерапевтической помощи беременным женщи­нам, семьям, ожидающим ребенка, семьям новорожденных. Однако ни беременные женщины, ни, к сожалению, гинекологи и терапевты, на­блюдающие их, не знают показаний обращения к психотерапевту. В женских консультациях, родильных домах не предусмотрено получение пациентками психотерапевтической помощи. Нередко эти учреждения сотрудничают с психологами, но задачи последних сводятся к участию в подготовке женщин к родам. Диагностикой нервно-психических рас­стройств и психотерапией они, как правило, не занимаются. В резуль­тате лишь единицы из тех, кому это необходимо, получают психотера­певтическую помощь. Это удивительно, так как общепризнанно, что «беременность для женщины является периодом повышенного риска для соматического и психического здоровья»[9]. Жалобы беременных невротического характера либо объясняются «положением» женщины и игнорируются, либо приводят к назначению симптоматической меди­каментозной терапии. Известно, что 35% женщин во время беременно­сти принимают психотропные препараты [там же], а ведь оценка по критериям FDA доказывает, что абсолютно безопасных психотропных препаратов не существует. Как справедливо отмечает G.J. Craig, даже «если установлено, что данное лекарство совершенно безвредно для взрослой женщины, это еще не означает, что оно также безвредно для крошечного развивающегося организма, который во всем зависит от матери и живет в создаваемой ею среде» [10].

В первом триместре беременности прием наиболее часто исполь­зуемых бензодиазепинов увеличивает вероятность возникновения волчьей «пасти» и «заячьей губы» [9; 16]. Рекомендуемое порой с целью снижения токсического действия на плод сокращение времени прове­дения курса лечения бензодиазепинами либо не достигает терапевтиче­ской цели вообще, либо эффект его нестоек. Депрессивные реакции и состояния различной степени тяжести встречаются у 10–18% бере­менных женщин [9]. Применение наиболее распространенных трицик­лических антидепрессантов в первом триместре может оказывать тера­тогенное действие, а в более поздние сроки нередко приводит к нару­шениям дыхания и сердечно-сосудистой системы, к повышению мы­шечного тонуса у новорожденных. Раннее выявление нервно-психи­ческих расстройств у беременных и применение психотерапии позво­лят значительно снизить количество назначаемых препаратов или во­обще обойтись без них.

Психотерапия — это лечебное воздействие на психику и через пси­хику на организм больного [8]. Исходя из этого определения, под пери­натальной психотерапией следует понuмaть систему лечебного пси­хического (психологического) воздействия на психику женщины и ре­бенка в антенатальном (герминальном, эмбриональном, фетальном), интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на орга­низм женщины и ребенка.

Кроме того, еще до зачатия, только при планировании деторождения семья часто нуждается в консультации психотерапевта. Мотивы жела­ния иметь ребенка разнообразны. Они могут быть конструктивными, укрепляющими семью, способствующими созданию благоприятных условий для вынашивания беременности, родоразрешения, ухода за но­ворожденным, могут быть деструктивными и препятствовать этому. Основными задачами перинатальной психотерапии являются: преду­преждение отклонений в развитии систем «беременная-плод-буду­щий отец», а затем «мать-дитя-отец» или раннее их выявление; раз­работка методов целенаправленных лечебных воздействий психологи­ческими средствами на эти системы для упорядочения их деятельности.

Перинатальной психотерапией могут заниматься врачи и психологи, придерживающиеся различных взглядов, представители динамическо­го, когнитивно-поведенческого, экзистенциально-гуманистического направлений. Обязательным условием, которому они должны соответ­ствовать, является прохождение специального обучения и достаточно высокая квалификация.

Перинатальные психотерапевты могут применять различные формы психотерапии: индивидуальную, групповую, семейную, однако особое место должно принадлежать семейной. О «неизбежном семейном кри­зисе», связанном с рождением ребенка, писала О. Pines [14]. С.А. Whi­taker отмечал, что все трудности семейной жизни «отступают на второй план, когда на сцену выходят переживания беременности, родов, корм­ления младенцев до одного года» [4]. S.Minuchin предупреждал, что появление ребенка означает появление в семье новой диссипативной структуры, что влечет за собой сложную реорганизацию супружеского холона и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи [12]. Таким образом, перинатальную психотерапию необходимо развивать. Необходимы организационные мероприятия, благодаря которым беременные женщины, семьи, ожидающие рождения ребенка, могли бы получать квалифицированную психотерапевтическую помощь.

Перинатальная психотерапия должна занять соответствующее ее значимости место в перинатальной медицине.

источник

Перинатальная психология — новое направление в психологии, очень модное. Как наука существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах.

Перинатальная психология — это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося. После рождения, ребенок называется новорожденным.

Основателем теоретической базы, является Станислав Гроф, американец чешского происхождения. Он вывел теорию перинатальных матриц. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей.

Кратко его основные положения заключаются в следующем: у человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.

Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Когда начинается ее формирование — не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода — т.е. 22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинает формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.

Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а «выход» из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует паталогическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется паталогическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном — формируется.

Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается в либо в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

Читайте также:  К чему снится умирать при родах

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).

Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:

1. Традиционный — через маточно-плацентарный кровоток. Через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.

2. Волновой — электромагнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не на гормональном. Так же больной орган матери излучает «неправильные» волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже патологическим.

3. Водный — через водную среду организма. Вода может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма.

Электромагнитное поле беременной женщины работает в миллиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.

Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок так же влияет на свою биологически неродную мать.

Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.

Главное — это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится «мышечная радость», которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.

Для восприятия всего этого плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает «тактильный голод» и существует понятие «тактильного насыщения», которое должно произойти к 7 месяцем, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая «гаптономия». Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это — формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха — это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться.

Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.

Музыкой и беременностью занимается множество специалистов во всем мире. Доказано, что дети, матери которых пели во время беременности, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее. Недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох.

Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.

Можно класть на живот наушники или засовывать их за бандаж и включать спокойную музыку. Но долго глушить ребенка музыкой нельзя, т.к. это все же является некой агрессией. По поводу того, какая музыка нужна ребенку и когда, есть множество версий и даже в Консерватории проф. Юсфин этим занимается. Некоторые считают, что ребенку нужен Моцарт и Вивальди, некоторые — что народные протяжные песни и колыбельные, некоторые — что популярная легкая музыка.

Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденный видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше — на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка — карусель). Скорее всего, это расстояние индивидуально. Но игрушку вешать надо при первой же возможности.

Игрушки по некоторым наблюдениям, должны быть черно-белыми или блестящими, или желтыми. Идея, что ребенок видит все в перевернутом виде не находит подтверждения.

Существует понятие «бондинг» («присоединение», «запечетлевание») — это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения.

Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов. Действительно ли он разглядывает черты ее лица или нет — сказать трудно, но это очень впечатляет всех.

Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения. Дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.

Предлагаемый текст отражает собственное мнение автора и ни в коей мере не претендует на полноту, объективность и глубину постижения проблемы. Перед большим количеством утверждений необходимо приставлять слово «якобы». Читатель может приставлять это слово по своему желанию и в зависимости от своих убеждений.

  • Литература
  • 1. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб, 2000
  • 2. С.Грофф. За пределами мозга.
  • 3. Психика и роды. Под ред. Айламазяна
  • 4. Материалы 5-и Конференций по Перинатальной психологии в родовспоможении. СПб 1997-2001
  • 5. Материалы Конференции по Перинатальной Психологии и Медицине, Иваново, 2001 г.
  • 6. Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001 г.​

источник

Перинатальная психология — новое направление в психологии, очень модное. Как наука существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах.

Перинатальная психология — это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося. После рождения, ребенок называется новорожденным.

Основателем теоретической базы, является Станислав Гроф, американец чешского происхождения. Он вывел теорию перинатальных матриц. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей.

Кратко его основные положения заключаются в следующем: у человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.

Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Когда начинается ее формирование — не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода — т.е. 22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинает формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.

Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а «выход» из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует паталогическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется паталогическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном — формируется.

Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается в либо в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).

Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:

1. Традиционный — через маточно-плацентарный кровоток. Через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.

2. Волновой — электромагнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не на гормональном. Так же больной орган матери излучает «неправильные» волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже патологическим.

3. Водный — через водную среду организма. Вода может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма.

Электромагнитное поле беременной женщины работает в миллиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.

Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок так же влияет на свою биологически неродную мать.

Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.

Главное — это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится «мышечная радость», которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.

Для восприятия всего этого плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает «тактильный голод» и существует понятие «тактильного насыщения», которое должно произойти к 7 месяцем, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая «гаптономия». Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это — формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Читайте также:  Женщина увольняется в период отпуска по беременности и родам

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха — это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться.

Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.

Музыкой и беременностью занимается множество специалистов во всем мире. Доказано, что дети, матери которых пели во время беременности, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее. Недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох.

Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.

Можно класть на живот наушники или засовывать их за бандаж и включать спокойную музыку. Но долго глушить ребенка музыкой нельзя, т.к. это все же является некой агрессией. По поводу того, какая музыка нужна ребенку и когда, есть множество версий и даже в Консерватории проф. Юсфин этим занимается. Некоторые считают, что ребенку нужен Моцарт и Вивальди, некоторые — что народные протяжные песни и колыбельные, некоторые — что популярная легкая музыка.

Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденный видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше — на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка — карусель). Скорее всего, это расстояние индивидуально. Но игрушку вешать надо при первой же возможности.

Игрушки по некоторым наблюдениям, должны быть черно-белыми или блестящими, или желтыми. Идея, что ребенок видит все в перевернутом виде не находит подтверждения.

Существует понятие «бондинг» («присоединение», «запечетлевание») — это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения.

Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов. Действительно ли он разглядывает черты ее лица или нет — сказать трудно, но это очень впечатляет всех.

Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения. Дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.

Предлагаемый текст отражает собственное мнение автора и ни в коей мере не претендует на полноту, объективность и глубину постижения проблемы. Перед большим количеством утверждений необходимо приставлять слово «якобы». Читатель может приставлять это слово по своему желанию и в зависимости от своих убеждений.

  • Литература
  • 1. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб, 2000
  • 2. С.Грофф. За пределами мозга.
  • 3. Психика и роды. Под ред. Айламазяна
  • 4. Материалы 5-и Конференций по Перинатальной психологии в родовспоможении. СПб 1997-2001
  • 5. Материалы Конференции по Перинатальной Психологии и Медицине, Иваново, 2001 г.
  • 6. Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001 г.​

источник

ЗРЕЛОГО ОТЦОВСТВОВАНИЯ И МАТЕРИНСТВОВАНИЯ

Авторская разработка Боровиковой Наталии Васильевны

Тренинг ролевой идентификации и актуализации

На этом этапе тренинга проводится работа с такими новообразованиями синдрома беременности, как рефлексивное принятие нового собственного образа: «Я – в положении». Этот этап мы назвали симптомом нового «Я» , который характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме. С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности . С одной стороны – гордость за свою полноценность, возможность самореализации, приобретения женственности, переживания идентичности собственному полу, и в то же время – страх и беспокойство, порожденные фантазиями и социально навязанными установками.

Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. В этот момент будущей матерью переживается симптом принятия новой жизни в себе . Амбивалентность переживаний сохраняется на высоком уровне. Принятие своего нового образа, статуса, роли проникнуто основным чувством: «у меня будет ребенок», смешанным с опасением успешности будущего материнства. Симптом, названный нами как симптом принятия новой жизни в себе , можно условно разделить на два качественно различных этапа. Вначале женщина осознает, что будет иметь ребенка; она как бы говорит себе: «Я не едина, я ношу в себе что-то». На следующем этапе происходит перенос доминанты с себя на будущего ребенка, появляется чувство гордости и единства с тем, кого она носит под сердцем. Для самой будущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению миссии материнства. Описанный симптом представляет собой акмеологическую вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния.

Знакомство и первоначальная формулировка проблемы

Цели для ведущего: Познакомиться с участниками группы.

Цели для участников: Научиться ценить каждый момент жизни, принимать себя таким, какой ты сейчас и управлять эмоциями.

Принятие правил работы в группе

Ведущий зачитывает правила и группа обсуждает каждое – 2-3 мин.

Если группа собралась в прежнем составе, то правила просто перечисляются и участники берутся за руки в знак согласия и желания их выполнять. Единственная поправка может распространяться на именую карточку: каждый может избрать себе новое имя и прокомментировать, почему он его избрал, что изменилось со времени последней встречи.

II. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение «Ромашка» – 5 мин.

Цель: помочь участникам самим оценить свои знания процесса беременности, родов, развития ребенка.

Инструкция . Ведущий условно обрисовывает несколько кругов. В центр должны встать все участники группы, которые знают, что беременность есть в их жизни, но как быть дальше не вполне представляют, в круг побольше становятся те, кто имеет представление о процессе беременности (например о физиологии, профилактике осложнений), в следующий круг – те, кто, имеет знание психологии беременности и родовой деятельности, в следующий круг – те, кто понимает как формируется и развивается ребенок до рождения и самый большой круг – для тех, кто умеет быть хорошей матерью и отцом.

После выполнения упражнения группа обсуждает его по схеме:

– почему я выбрал этот круг для себя?

– какие круги остались не отражены, но я имею о них представление?

Особое внимание следует уделить вопросу занимает ли тренинговая пара один и тот же круг.

III. Упражнение на понимание и принятие себя

Упражнение «Три плана» – 10-15 мин.

Научиться акцентировать внимание на своих чувствах, отделять их от мыслей и внешнего мира. Это упражнение хорошо работает на принятие «нового Я» беременной женщиной.

Инструкция . Упражнение выполняется в парах. Члены пары садятся напротив друг друга и закрывают глаза на одну минуту. Задача участников упражнения как можно полнее почувствовать внешние воздействия: слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные. Затем партнеры рассказывают друг другу о свое опыте, начиная со слов: «Во внешнем плане Я ощущал…».

Партнеры опять закрывают глаза и в течение минуты обращают внимание только на ощущения, идущие от своего тела, стараясь как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжение и т. д. (беременные женщины могут почувствовать спорадические спазмы Брэкстона-Хикса или шевеление плода). Через минуту они рассказывают об этом друг другу, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал…».

После этого они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я думал о…».

Упражнение обсуждается в кругу по схеме:

– что было легче формулировать – чувства, мысли?

– было ли формулирование ощущений во внешнем и внутреннем плане высказыванием чувств или, может быть, это было высказыванием мыслей?

IV. Телесно-ориентированные упражнения и аутотренинг

В середине срока беременности (от 16 до 24 недель) женщинам следует изменить режим в сторону большей активности. Этот период наиболее опасен возникновением урологических осложнений беременности, связанных с нарушением оттока мочи из почек. Постельный режим с горизонтальным положением на спине неблагоприятно сказывается на оттоке мочи по мочеточникам – на них давит матка. Поэтому в тот период беременности следует больше находиться в вертикальном положении, увеличить длительность прогулок.

Цель: закрепить навык преднамеренного усиления ощущения тепла.

Инструкция . Предлагается следующая формула самоприказа для вызова ощущения тепла в животе: «Я очень хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным светом. Хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным светом. Живот прогрелся приятным теплом. Живот прогрелся».

Требуется не простое повторение формулы, а эмоциональное переживание ее. Это занятие фактически подготавливает беременную к органотренировке, т. е. выполнение приказа адресовано органам брюшной полости.

V. Обсуждение итогов работы – 10-15 мин.

Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства. Возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.

1. Это домашнее задание выдается паре в заклеенном конверте надпись на котом гласит: «Откройте и выполните упражнение «Заброшенный сад» только в том случае, когда вы оба будете готовы».

В конверт вложен следующий текст: «(Имя с именной карточки беременной женщины), закройте глаза, сядьте поудобнее и пусть Ваш (имя с именной карточки партнера) прочитает Вам задание.

Представьте себе: «Вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой находится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает. Растения так разрослись и все настолько заросло травами, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообразите, как Вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете их, поливаете, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид… Через некоторое время остановитесь, и сравните ту часть сада, где Вы уже поработали, с той, которую Вы еще не трогали».

1. Беременные женщины в любую свободную минуту выполняют упражнение «Печка».

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение «Мой мир» – 20 мин.

Цель: научиться формулировать проблемы, уметь донести их до других участников группы и услышать их позицию.

Инструкция . Ведущий предлагает участникам группы самостоятельно создать таблицу (схему) возможных страхов и опасений беременной женщины и ориентировочные пути их устранения. Допускается и «мозговой штурм», и работа в тройках-четверках с последующим обсуждением результатов в группе.

Можно разделить группу на подгруппы и дать задание каждой подгруппе составить таблицу по какому-то определенному конструкту «мира беременной женщины». Можно рассмотреть конструкты: Я и значимое окружение, Я и отец будущего ребенка, Я и моя идеальная самость, Я и Я – мне ненавистное, Я и будущий ребенок, Я и профессиональная среда и т. п. Ведущий должен следить за тем, чтобы в подгруппах не было участников из одной тренинговой диады. После выполнения задания вся группа обсуждает результаты работы подгрупп.

II. Телелесно-ориентированные упражнения

Упражнение “Сердце, тебе не хочется покоя…” – 10 мин.

Цель: научиться саморегуляции сердечной деятельности.

Инструкция . Тренировку начинают с повторения предыдущих упражнений. Сосредоточив внимание на левой руке, надо представить ее свисающей и опускающейся в ванну с теплой водой. Уровень воды от кончиков пальцев постепенно прогревается от чуть теплой до приятно горячей. Теплая волна поднимается от руки вверх и появляется ощущение тепла в левой половине грудной клетки. Ощущение тепла в левой руке сопровождается расширением коронарных сосудов сердца, что улучшает питание сердечной мышцы.

III. Анализ видеоматериалов – 15 мин

Цель: утолить информационный голод и позволить участникам группы выступить в качестве экспертов.

На этом этапе лучше использовать фильмы о внутриутробном развитии ребенка. Если таких фильмов нет, то ведущий может показывать картинки (слайды), отображающие формирование малыша и рассказывать о недельных изменениях характеристик плода. Перед просмотром видеоматериалов или прослушиванием ведущий предлагает сесть поудобнее, парам обняться и рефлексировать все, происходящее «Во внешнем» и «Во внутреннем плане», мысленно поддерживая друг друга и своего ребенка.

Так например звучит описание и рекомендации к 20 неделе: «Вы прошли срединную отметку Вашей беременности! Примите поздравления и потребуйте у супруга подарок – Вы его, несомненно, заслужили! Ваш ребенок (нельзя, обращаясь к матери, употреблять термин «плод», говоря о будущем ребенке) еще перемещается внутри матки как ему вздумается. Это значит, что сегодня он может бодрствовать вниз головой, завтра утром – спать параллельно поверхности пола, а к ужину – подпереть своей головой дно матки. Ваши ощущения при этом нисколько не волнуют самозабвенно кувыркающегося потомка. Обычно плод останавливается в каком-то из этих положений (акушеры называют их предлежанием) в конце этого триместра беременности. Хотя некоторые плоды позволяют себе свободные перемещения до гораздо более позднего времени. (В этом месте ведущий предлагает, если это не произошло произвольно, погладить малыша и почувствовать, как именно он располагается).

Сейчас Ваш малыш весит около 290 граммов, а длина – примерно 25 см. У малыша уже сформировался пол и с помощью УЗИ уже можно его спрогнозировать. Начиная с этой недели устраивайте «концерты по заявкам слушателей». Привлекайте папу, потому что дети гораздо лучше различают низкие звуки, в то время как голос мамы ассоциируют со своим. Совсем не обязательно, обращаясь к малышу говорить: «Я твой папа», т. к. эти слова пока не несут смысловой нагрузки (см. книгу «Психика и роды» Под ред. Айламазяна Э. К. – СПб: АОЗТ «Яблочко СО», 1996), можно просто напевать, декламировать стихи или разговаривать с ребенком, пытаясь донести основное – Вашу любовь».

Читайте также:  Льняное масло от разрывов при родах

IV. Анализ домашнего задания

и обсуждение итогов работы – 15 мин.

Цель анализа домашнего задания: дать возможность участникам группы поделится опытом видения и чувствования жизни, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста. Обсуждение проходит по схеме: «Почему тебе захотелось поделится своими переживаниями с группой?», «Что ты чувствовала, когда выполняла это упражнение?» и т. п.

Обсуждение итогов работы – важная часть каждой встречи. Имеет смысл выслушать всех членов группы. Основой для обсуждения являются вопросы типа: «Что нового о себе и для себя Вы узнали сегодня?», «Что Вы получили от занятия?», «Считает ли Вы полезным сегодняшнее занятие?».

1. К следующему занятию пара должна нарисовать совместный портрет «Будущего ребенка» в полный рост.

2. Беременные женщины в любую свободную минуту выполняют упражнение «Тепло, которое я могу дать» и «Сердце, тебе не хочется покоя…».

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение «Нить Ариадны» –15 мин.

Цель: помочь участникам выразить свои чувства и научить делиться ими с другими людьми.

Инструкция . Упражнение выполняется в парах. Один член тренинговой пары завязывает (закрывает) глаза, другой (желательно беременная женщина) получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что Вы общаетесь с незрячим человеком. Вы имеете возможность в течение 3-5 минут ознакомить его с окружающим миром через тактильные, слуховые, световые ощущения. Попробуйте сделать это, заново открыв мир. Упражнение выполняется молча». В паре партнеры выполняют обе роли. В кругу участники упражнения должны выразить свои чувства и переживания.

После выполнения упражнения, обсуждение проходит по схеме:

На чем акцентируют свое внимание беременные женщины?

На что обращают внимание мужчины?

Что было необыкновенного в той и другой роли?

Рефлексивный анализ работы группы . Одним из первых стимулов для ознакомления с окружающим миром беременные предлагают своим партнерам исследовать свой живот.

II. Упражнение на принятие себя

Упражнение «Геркулес» – 5 мин.

Цель: показать участникам группы, что страхи, сомнения, нетерпение, беспокойство, раздражительность можно преодолеть благодаря позитивным образам самовнушения.

Инструкция . Ведущий объясняет группе, что суть самовнушения заключается в умении сознательно направлять и контролировать свои мысли, чувства, действия, соотнося их со своими желаниями. Каждый человек смотрит на себя и окружающий мир сквозь призму собственных убеждений, помыслов и отношений. Чаще всего мы внушаем себе то, во что мы сознательно или бессознательно верим – без веры невозможно самовнушение. Самовнушение осуществляется с помощью слов, оказывающих на человека определенное внушающее воздействие.

Участники группы могут повторять фразы самовнушения вслух или про себя.

Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.

Меня ждет большой-большой успех.

Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма.

Я чувствую себя спокойным и расслабленным.

Я здоров и силен как духовно, так и физически.

Я способен добиться всего, чего только захочу.

Я обладаю прекрасной памятью.

Я нравлюсь людям, люди любят меня.

Я полностью контролирую свои мысли, чувства и действия.

III. Телесно-ориентированные упражнения

Упражнение «Лебединое озеро» – 10-15 мин.

Хотя занятия танцами по методике Асидоры Дункан во время тренинга требуют дополнительного времени, но они развивают не только гибкость и пластичность тела, но и помогают беременной женщине принять изменения своего «телесного Я» (что является необходимым условием построения гармоничной Я-концепции беременной женщины), раскрывают женскую самовыразительность и материнскую интуицию. Поэтому упражнения по телесно-ориентированной терапии и аутотренингу можно предложить в качестве домашнего задания, а во время тренинга освоить основные правила и приемы танцетерапии.

IV. Анализ видеоматериалов – 15 мин.

Часть времени, отведенного для просмотра видеофильма, ведущий может использовать для ответов на вопросы, возникающие у участников группы. В нашей группе мы взяли за правило до начала тренинга складывать вопросы в «сундучок доверия». Наиболее часто встречающиеся вопросы, которые участники группы желают вынести на обсуждение:

Следует ли рассказывать врачу-гинекологу о перенесенных ранее абортах и венерических заболеваниях, тем более, если они имели место до замужества?

Врач настаивает на необходимости лечь в больницу на сохранение, но я чувствую, что со мной и моим малышом все в порядке. Что делать?

Все мои подружки курили и выпивали в период беременности и у них родились совершенно здоровые дети. Почему тогда все настаивают на том, чтобы я бросила курить? Что мне делать, если другие курят в моем присутствии?

Моя работа очень стрессовая. Я – в положении, хотя этого и не планировала. Должна ли я перестать работать?

Мне все время кажется, что мой ребенок может родиться больным…

Сейчас, когда я беременна все дают мне советы. Я не могу этого вынести.

Наибольшие сомнения вызывает вопрос о сексе в период беременности. Здесь можно выделить следующие страхи:

– страх, что введение члена во влагалище повредит или инфицирует плод;

– беспокойство, что оргазм может быть причиной выкидыша или преждевременных родов;

– страх, что плод «осознает», видит, «что делается».

Следующие психосоматические изменения и само их восприятие, оказывают (по мнению пары) влияние на половое влечение:

– полнокровие и отек половых сосудов (органов);

– вытекание молозива (колострум);

– изменение выделений из влагалища;

– кровотечение, вызванное ростом чувствительности матки;

Психические преобразования, происходящие с обоими партнерами неизменно накладывают отпечаток на половые отношения. Здесь обычно выделяют:

прогнозирование изменения отношений между женой и мужем;

изменение характера половых отношений, т. к. пара не ограничена страхом перед беременностью;

возбуждение, вызванное предстоящими родами;

На последнем чувстве необходимо остановиться поподробнее. Со стороны будущего отца оно может проявляться, если он ревниво относится к тому, что теперь будущая мать находится в центре внимания. Со стороны матери подсознательное нежелание нарастает, если она считает, что это именно она терпит все ради ребенка (особенно если беременность проходит с осложнениями), которого оба ждут. Эти проблемы должны быть выяснены во время разговора, а не в период любовных ласк.

V. Анализ домашнего задания

и обсуждение итогов работы – 15 мин.

Каждая пара демонстрирует портрет «будущего ребенка» и ведущий интерпретирует полученные результаты. По нашему мнению, изображение будущего ребенка может выступать в качестве диагностического критерия готовности к отцовству и материнству.

1. Придумайте для себя простые, четкие фразы с позитивным и жизнеутверждающим смыслом, запишите их в «Дневник беременности» и повторяйте их с уверенностью и улыбкой при необходимости.

2. Беременные женщины должны продолжать выполнять заниматься аутотренингом и танцевальной терапией.

3. На следующее занятие принести цветные карандаши.

I. Упражнение на групповое сплочение и принятие себя

Упражнение «Цветик семицветик» – 25 мин.

Одна из целей самонаблюдения – почувствовать центр, сущность собственного Я , усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями.

Инструкция . Перечислите свои желания. Записывайте все, что приходит в голову. Убедитесь, что Вы включили и то, что уже имеете, и то, что хотели бы иметь в дальнейшем (речь здесь идет, разумеется, не о вещах или подарках).

Рефлексивный анализ работы группы . Наиболее часто встречающиеся желания:

* Не болеть, и чтобы не болел никто из значимых людей

* Иметь достаточно денег, чтобы обеспечить будущее детей

Потом участники группы зачитывают по кругу свои списки.

Теперь сосредоточьтесь на том, что Вы чувствовали, когда читали список. Есть у Вас субличность , осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у Вас или которые для Вас являются несущественными?

Посмотрите список и выберите 5-6 самых существенных, на ваш взгляд, желаний. Может теперь, после того, как Вы прослушали списки других участников группы, Вы захотели что-то изменить в своем? А теперь выберите Ваши самые важные желания, и не включайте те, которым может отдать предпочтение Ваша субличность «Что Подумают Люди?».

На листе бумаги нарисуйте круг. Внутри него – круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого – Ваше Я . А в самом кольце расположите 5-6 субличностей, которые являются выразителями Ваших основных желаний.

Нарисуйте (желательно цветными карандашами или красками) символы, отражающие Ваши желания. Когда закончите рисовать, дайте каждой субличности свое имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюристка, Бизнес Леди, Благоразумный, Герой-любовник, настоящий полковник. Другие будут более романтичны: Добропорядочная жена, Мать-Земля, Мисс Божество.

Важно придумать свои собственные, имеющие для Вас смысл названия.

II. Телесно-ориентированные упражнения

Упражнение “Разве сердцу не прикажешь … ?” – 10 мин.

Цель: научиться саморегуляции сердечной деятельности.

Инструкция . Нужно представить, что в левой руке – теннисный мяч. По команде начинается мысленное сжатие его в ритме дыхания. При вдохе мяч мысленно сжимается, при выдохе – отжимается. Темп движения кисти ускоряют, а ритм дыхания прежний. Движения продолжаются 1,5 –2 мин. Обычно после упражнений появляется ощущение легкой мышечной усталости в левой руке и выраженного тепла с распространением на левую половину грудной клетки.

Упражнение «Лебединое озеро» – 10 мин. (По методике А. Дункан)

Инструкция . Здесь необходимо подчеркнуть, что если в первом упражнении музыка рассчитана на релаксацию, то в этом упражнении – она должна быть эмоционально насыщенной, адресованной будущему ребенку. О том, какую лучше использовать музыку, желательно проконсультироваться у участников группы.

Танец, как культурная форма самовыражения несет в себе целую терапевтическую программу:

1. Содержит магический – суггестивный момент, человек «экстатически теряется в танце».

2. Демонстрирует в символах типичные коллективные человеческие ситуации с «эмоционально-витальными акцентами».

III. Анализ домашнего задания

и обсуждение итогов работы – 15 мин.

Проводится по схеме, описанной выше.

1. Продолжать заниматься в паре упражнениями и аутотренингом.

2. В «Дневнике беременности» записать вопросы, которые Вы бы хотели обсудить со своим гинекологом, но до сих пор не решались.

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение «Мозаика» – 5-7 мин.

Цель: помочь участникам группы выразить свое отношение друг к другу и увидеть себя глазами других.

Инструкция . Каждая пара после 2-3х минутного обсуждения «дарит» другим парам то, что им не хватает для полной гармонии и зрелого отцовствования и материнствования.

Например: Наташа и Сережа, мы хотим вам подарить веру в завтрашний день и способность ценить друг друга. Как только Вы перестанете сомневаться в себе, вы будете самой гармоничной парой. Свое послание тренинговая диада должна каждый раз заканчивать словами: «Ваш малыш будет самым счастливым, потому что его ждут замечательные родители».

II. Упражнение на понимание и принятие других

Упражнение «Дульсинея» – 15 мин.

Цель: научить участников занимать личностную партнерскую позицию по отношению к другим.

Инструкция . Сядьте удобнее. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте себе одного за другим всех значимых для Вас людей – родителей, супруга, будущего ребенка и детей, которые есть, друзей… Всех, кто Вам дорог. Скажите каждому из них: «Я люблю тебя безусловно. Я принимаю тебя таким, какой ты есть».

Найдите среди значимых Вам людей тех, которым Вы не можете сказать этого! Вспомните людей, которые, по Вашему мнению, недостойны Вашей поддержки, у которых Вы не видите сильных сторон, которых Вы не можете принять и любить безусловно! Постарайтесь понять, что именно мешает Вам, какие требования Вы предъявляете ему, при каких условиях Вы могли бы сказать ему: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть».

Теперь попробуйте поставить себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он критикует Вас или плохо к Вам относится? Что происходит в жизни этого человека, когда он общается с Вами? Понимает ли он те условия и требования, которые Вы ему предъявляете? Что происходит в жизни этого человека, когда он общается с Вами? Понимает ли он те условия и требования, которые Вы ему предъявляете?

Теперь станьте самим собой (вернитесь на свое место) и попробуйте честно сказать: «Я прощаю тебя за… и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть».

Обсуждение результатов упражнения проходит по схеме:

Как Вы реагировали на это упражнение?

Много ли Вы обнаружили людей, которых не можете любить безусловно?

Есть ли у Вас чувство протеста против самого принципа безусловной любви?

Что мешает оказывать поддержку каждому человеку?

III. Повторение всех телесно-ориентированных

упражнений, аутотренинга и танцетерапии – 20 мин.

Беременные женщины показывают собственный танец с элементами творческой импровизации (можно использовать куски ткани различного цвета, пуговицы разложенные на полу, свою музыку и т. п.).

IV. Обсуждение результатов тренинга – 20 мин.

Участники группы обмениваются мнениями

1. В перерыве между тренингами пара продолжает выполнять телесно-ориентированные упражнения и заниматься аутотренингом.

2. Пара должна вести записи в «Дневнике беременности» и отражать там самые яркие впечатления периода беременности, это помогает познанию себя, оживлению в себе творческих движений через личностное отражение происходящего.

3. К следующему тренингу предлагается сделать 15 минутный видеофильм или фотообзор на тему «В ожидании ребенка», с целью выразить и познать, обозначить в этом свою личностную особенность, характер.

источник